ЗАКОН Калужской области № 23-ОЗ от 22.06.2000
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГГ."
(ПРИНЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 15.06.2000)
Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 157, 12.07.2000
Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 3 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГГ."
Принят Законодательным Собранием 15 июня 2000 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Совершенствование наркологической помощи населению Калужской области на 2001-2003 гг." (прилагается).
Статья 2.
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется Законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков
г. Калуга
22 июня 2000 г.
№ 23-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 22 июня 2000 г. № 23-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГГ."
Содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2. Основные цели и задачи программы
3. Система программных мероприятий
- Материально - техническое обеспечение программы
- Подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест
- Наркологическая помощь больным алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями
- Работа подростковых наркологических кабинетов
- Профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения. Пропаганда здорового образа жизни
4. Источники финансирования и сумма необходимых средств
5. Механизм реализации программы
6. Сроки и этапы реализации программы
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
8. Оценка эффективности социально - экономических последствий от реализации программы
Приложения:
1. Паспорт программы
2. Перечень необходимого оборудования, приборов, химреактивов и вспомогательных материалов для определения наркотических средств и психоактивных веществ в организме человека
3. Перечень медицинского оборудования и инвентаря, необходимых для открытия отделения неотложной наркологической помощи на 60 коек
4. Предварительная бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета на 2001 г.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Территориальное медицинское объединение (далее - ТМО) "Наркология" является головным учреждением по оказанию наркологической помощи населению г. Калуги и области. ТМО "Наркология" создано в 1990 г. на основании решения Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 20.12.1989 № 498. Наркологическая служба области объединила областную наркологическую больницу, четыре межрайонных наркологических диспансера и наркологические кабинеты при центральных районных больницах.
Областная наркологическая больница в начале 90-х годов имела 5 отделений с общей коечной мощностью 300 коек, которые размещались в приспособленных помещениях при промышленных предприятиях и Калужском управлении строительства. С 1991 г. из-за расторжения договора на аренду помещении стали закрываться наркологические отделения. Последние два отделения на 120 коек при акционерном обществе "Калугастрой" прекратили работу с 01.07.1994.
В связи с этим неотложную наркологическую помощь больным с алкогольными психозами стала оказывать областная объединенная психиатрическая больница.
В состав территориального медицинского объединения "Наркология" в настоящее время входит: диспансерное отделение областной наркологической больницы (ул. Шахтеров, 5) на 150 посещений в день, стационарное отделение в г. Калуге (п. Шопино) на 60 коек. С марта 1999 г. открыт лечебно - реабилитационный центр в г. Калуге на 45 коек (ул. С-Щедрина, 20), осуществляется ремонт загородного реабилитационного отделения в п. Ферзиково на 60 коек, необходимо помещение для размещения детско - подросткового центра, клинической лаборатории; лаборатории для определения психоактивных веществ в организме человека, а также отделения неотложной наркологической помощи. После вступления в строй загородного реабилитационного центра планируется реконструкция медицинского отделения в г. Калуге (п. Шопино) для организации принудительного лечения лиц, осужденных условно по статье 97 УК РФ.
Обеспеченность населения области наркологическими койками сократилась с 6,4 на 10 тыс. населения в 1990 г. до 0,6 на 01.01.2000, что явно недостаточно, т.к. по рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации оптимальное количество наркологических коек должно составлять 3,0 - 4,0 на 10 тыс. населения.
Одновременно с сокращением коечного фонда произошли изменения в кадровом обеспечении наркологической службы, обусловленные как сокращением службы, так и переходом кадров в другие учреждения здравоохранения.
Эти причины привели к ухудшению качества и объема оказываемой помощи больным. В то же время, сложные социальные условия жизни повлияли на рост алкоголизации и наркотизации населения.
В 1999 г. на диспансерном учете состояло 18189 наркологических больных, из них жителей г. Калуги - 7701.
В 1999 г стационарную помощь на наркологических и психиатрических койках получили 2964 больных, из них двое детей и 22 подростка (в 1998 г. - 2825 больных). Из общего числа пролеченных больных, больные с алкогольными психозами составили 915 человек (в 1998 г. - 783); с интоксикационным психозом пролечено 6 человек; с хроническим алкоголизмом - 1032 человек (в 1998 г. - 1276); с наркоманиями - 868 больных (в 1998 г. - 717); с токсикоманиями - 4 человека (в 1998 г. - 5); употребление алкоголя с вредными последствиями - 127 человек; употребление наркотических веществ с вредными последствиями - 9 человек, ненаркотических веществ - 3 человека.
На профилактическом учете находится 1569 человек. Число подростков составило 527 человек и 41 ребенок. Число посещений в наркологические диспансеры составило в 1999 г. 37605 человек, из них жителей г. Калуги - 37592 (99,9%).
Число пролеченных больных с алкогольным психозом увеличилось по сравнению с 1998 г. на 17%. В настоящее время ежедневно в психиатрическую больницу доставляются 10-15 человек в состоянии алкогольного психоза, а в больницу скорой медицинской помощи - 2-3 человека в алкогольной и наркотической коме. Многие жители г. Калуги и области погибают на дому от отравления алкоголем и наркотиками.
С 1996 г. появились в области носители вируса иммунодефицита человека. На 01.04.2000 в г. Калуге и области зарегистрировано 328 ВИЧ-инфицированных, из которых - 97% наркоманы. Таким образом, возникла необходимость организации стационара для ВИЧ-инфицированных наркоманов.
Реорганизация и восстановление областной наркологической службы намечено в настоящей программе за счет целевого выделения средств из областного бюджета в 2001-2003 гг.
Программой не предусматривается привлечение финансовых средств муниципальных образований, так как в соответствии с действующими нормативными актами бюджетами органов местного самоуправления финансируются наркологические кабинеты (палаты), входящие в состав районных территориальных медицинских объединений.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями областной программы "Совершенствование наркологической помощи населению Калужской области на 2001-2003 гг." (далее - программа) являются:
- обеспечение разнообразных форм амбулаторного и стационарного лечения наркологических больных в зависимости от тяжести заболевания, социальной адаптации, жилищных условий:
- лечебно - диагностическая, консультативная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
- наркологическое просвещение населения Калужской области;
- организация антиалкогольных и антинаркотических мероприятий на территории Калужской области;
- обучение основам наркологии лиц, имеющих непосредственное отношение к антиалкогольной и антинаркотической работе.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
1. Завершение ремонтных работ в загородном реабилитационном отделении в п. Ферзиково.
2. Обеспечение диагностическим и лечебным оборудованием вновь открывающегося учреждения.
3. Система программных мероприятий
Материально - техническое обеспечение программы
Важнейшим направлением программы является создание прочной материально - технической базы наркологической службы в период с 2001 по 2003 гг., программой предусматривается:
1. Завершить в 2001 г. ремонтные работы в загородном реабилитационном отделении в п. Ферзиково.
2. Обеспечить диагностическим и лечебным оборудованием, инвентарем, а также медикаментами в необходимом количестве и ассортименте вновь открывающееся учреждение.
3. Дальнейшее развитие отделений (палат) неотложной наркологической помощи в районных территориальных медицинских объединениях (РТМО).
Подготовка и переподготовка кадров,
создание новых рабочих мест
Успех выполнения настоящей программы зависит от наличия высококвалифицированных кадров медицинского персонала территориального медицинского объединения "Наркология", Привлечение сотрудников центральных институтов усовершенствования врачей к подготовке медицинских кадров по проблемам алкоголизма, наркомании и токсикоманий будет способствовать повышению профессионального уровня специалистов
Программой предусмотрено проведение в области выездных циклов Центрального института усовершенствования врачей. По среднему медицинскому персоналу намечено ежегодно проходить обучение при училище повышения квалификации на базе областной наркологической больницы. Кроме того, обучение и переподготовку специалистов предусматривается организовывать при необходимости в индивидуальном порядке на базе центральных учебных заведений. Ежегодным обучением этими профильными формами повышения квалификации намечено охватить 20-30% врачей - наркологов, 25% средних медицинских работников.
При открытии отделения неотложной наркологической помощи и реабилитационных отделений для наркологических больных будет трудоустроено до 15 врачей, до 30 медицинских сестер, до 36 младшего медицинского персонала, до 26 человек рабочих и служащих.
Ответственным за выполнение данных мероприятий является департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области.
Наркологическая помощь больным алкоголизмом,
наркоманиями, токсикоманиями
Основным направлением в деятельности наркологической службы является организация и проведение профилактики и лечения больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, а также проведение реабилитационных мероприятий, направленных на формирование стойкой ремиссии.
Консультативно - лечебно - реабилитационный цикл включает в себя следующие этапы:
1. Амбулаторный консультативно - лечебный этап решает задачи первичного приема, консультативной помощи, первичной диагностики, определение необходимого объема помощи и, в зависимости от показаний, направление больного в стационар либо амбулаторное распределение для дальнейшего лечения.
Проведение амбулаторно - консультативного этапа предполагается осуществлять на базе диспансера областной наркологической больницы и в наркологических кабинетах районных территориальных медицинских объединений.
2. Стационарный лечебный этап решает задачи оказания в полном объеме и в сжатые сроки неотложной интенсивной наркологической помощи (детоксикация, купирование абстинентных явлений, купирование или ослабление патологического влечения, формирование терапевтических установок, купирование соматоневрологических осложнений), дальнейшей социальной - психологической помощи. Проведение этого этапа лечения предполагается в центрах (палатах) неотложной наркологической помощи территориального медицинского объединения "Наркология" и районных территориальных медицинских объединениях.
3. Амбулаторный и стационарный лечебно - реабилитационный этап решает задачи продолжения лечения (реконструктивная психолого - психотерапевтическая работа с укреплением установок на трезвость и достижение позитивных социально - значимых целей), социально - психологической помощи, реадаптации, реабилитации, последующего диагностического наблюдения.
Проведение лечебно - реабилитационного этапа планируется на базе диспансерного отделения областной наркологической больницы и в специализированных лечебно - реабилитационных наркологических отделениях.
Между стационарным и амбулаторным этапами функционируют переходные формы оказания помощи - полустационарные (дневные стационары).
Работа подростковых наркологических кабинетов
В городе Калуге функционируют 3 подростковых наркологических кабинета. Работа осуществляется согласно утвержденного плана - графика. Предлагаемой программой предусматривается то, что подростковый нарколог работает во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних, преподавательским составом школ, профессионально - технических училищ, медицинскими работниками этих учреждений с целью выявления и своевременного привлечения к лечению подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими одурманивающими средствами. В наркологических кабинетах даются медицинские консультации, проводятся индивидуальные беседы с подростками и их родителями, при необходимости рекомендуется диспансерное наблюдение, и по показаниям дается направление на амбулаторное или стационарное лечение.
В целях комплексного решения задач, поставленных перед врачом во всех учебных заведениях города, проводится "День нарколога". Для педагогов школ, профессионально - технических училищ (ПТУ) предполагается разработка методических рекомендаций по антиалкогольному воспитанию учащихся. Проведение семинаров с учителями на базе института усовершенствования учителей, семинаров с медицинскими работниками школ, ПТУ, техникумов, сотрудниками управления внутренних дел (УВД), родителями подростков будут способствовать повышению уровня знаний и ответственности за воспитание подрастающего поколения.
Особую роль в пропаганде здорового образа жизни должны сыграть радио и телевидение (ГТРК "Калуга", "Ника"), регулярные выступления специалистов - наркологов в печати о сложившейся ситуации в городе и области, разъяснения вреда, наносимого алкоголем, наркотиками, курением организму подростка.
Программой предусматривается открытие наркологического кабинета на базе городского подросткового центра. Участие наркологов в проведении ежегодной диспансеризации подростков позволит своевременно выявлять и при необходимости оказывать амбулаторную помощь молодым людям, нуждающимся в лечении.
Профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Пропаганда здорового образа жизни
Одним из основных направлений работы здравоохранения, наркологической службы в частности, является профилактика заболеваемости среди населения.
В настоящей программе заложен комплекс мероприятий, направленных на достижение максимально широкой информированности населения о вреде употребления алкоголя, наркотиков, одурманивающих средств, активного и пассивного курения.
Программой предусматривается проведение исследования уровня наркологической грамотности населения с использованием анкетированных и анонимных вопросов, привлечение научного потенциала области с целью создания программ, обеспечивающих выявление лиц, потенциально склонных к возникновению наркологических заболеваний.
Учитывая высокую эффективность социальных исследований в лечении лиц, добровольно обратившихся за помощью, а также большой процент среди населения лиц, желающих получить консультацию нарколога и лечение анонимно - предполагается создание дополнительных кабинетов анонимного консультирования и лечения, "телефонов доверия".
Программой предполагается организация регулярного выезда ведущих специалистов в районы области для встреч с широкими слоями населения, проведение лекций и оказание практической помощи районным наркологам, внедрение современных методов лечения наркологических заболеваний
Программой предусматривается широкое взаимодействие с преподавательскими коллективами и учащимися школ, ПТУ, техникумов, высших учебных заведений (ВУЗов) с целью противоалкогольной и противонаркотической пропаганды, а также тесное взаимодействие с общественными и спортивно - патриотическими организациями в плане пропаганды здорового образа жизни среди молодежи.
Большая роль в реализации настоящей программы отводится средствам массовой информации и прежде всего выступлениям врачей - наркологов в печати, на радио и телевидении.
4. Источники финансирования
и сумма необходимых средств
Финансирование областной программы обеспечивается за счет средств федерального и областного бюджетов.
В целом на реализацию программы требуется финансирование в объеме 6644 тыс. руб.: из федерального бюджета 700 тыс. руб., из
областного бюджета 5944 тыс. руб., в том числе 2001 г. - 2048 тыс. руб., в 2002 г. - 1298 тыс. руб., в 2003 г. - 2598 тыс. руб.
Объем финансирования проекта открытия и оснащения отделения неотложкой наркологической помощи населению с палатами для женщин, подростков и ВИЧ - инфицированных наркоманов в областной наркологической больнице - 1000 тыс. руб.
5. Механизм реализации программы
Программа будет реализовываться поэтапно путем восстановления материально - технической базы областной наркологической больницы, приобретения медицинского оборудования с применением системы договоров на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
Проведение работ по капитальному ремонту зданий будет производиться строительными организациями Калужской области на конкурсной основе, в соответствии с мероприятиями, разработанными в программе.
7. Организация управления программой
и контроль за ходом ее выполнения
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. С этой целью территориальное медицинское объединение "Наркология", центр здоровья и медицинской профилактики, центр "СПИД и ИЗ" ежеквартально представляет в департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области информацию о выполнении программы.
Ежегодно департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области представляет в департамент экономики и промышленности области и в департамент финансов и бюджета области доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
8. Оценка эффективности социально - экономических
последствий от реализации программы
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, оздоровить работоспособное население области, резко снизить смертность от несчастных случаев, травм, отравлений, а также количество убийств, самоубийств, связанных с употреблением алкоголя и наркотических средств.
Приложение № 1
к областной программе
"Совершенствование наркологической
помощи населению Калужской области
на 2001-2003 гг."
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы Областная программа
"Совершенствование наркологической
помощи населению Калужской области
на 2001-2003 гг.".
2. Заказчик программы Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области.
3. Разработчик программы Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области.
Территориальное медицинское
объединение (ТМО) "Наркология".
4. Основание для разработки Постановлением Губернатора
программы Калужской области от 19.08.1999
№ 356 (пункт 7.1) "О Порядке
разработки, рассмотрения и
реализации областных
целевых программ" заказчику ранее
утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Калужской
области от 11.06.1998 № 404
программы "Совершенствование
наркологической помощи населению
Калужской области на 1998-2000 гг."
предоставлено право вносить в
Правительство области предложения о
продлении срока реализации предыдущей
программы.
5. Дата утверждения
6. Цели и задачи программы Данная программа решает цели и задачи
программы, ранее утвержденной
Законодательным Собранием Калужской
области и не получившей реализацию в
1998-2000 годы в полном объеме из-за
ограниченных финансовых возможностей
областного бюджета.
Создание материально - технической
базы территориального медицинского
объединения "Наркология".
Обеспечение разнообразных форм
амбулаторного и стационарного лечения
наркологических больных в зависимости
от тяжести заболевания, социальной
адаптации, жилищных условий.
Лечебно - диагностическая,
консультативная,
психопрофилактическая
и реабилитационная помощь больным
алкоголизмом, наркоманиями и
токсикоманиями.
Проведение наркологических экспертиз.
Наркологическое просвещение
населения, организация
антиалкогольных и
антинаркотических мероприятий,
обучение основам наркологии лиц,
имеющих отношение к антиалкогольной и
антинаркотической работе.
6. Сроки реализации 2001-2003 гг.
7. Перечень основных Материально - техническое обеспечение
мероприятий исполнителей программы.
Подготовка кадров.
Наркологическая помощь больным
алкоголизмом, наркоманиями,
токсикоманиями.
Работа подростковых наркологических
кабинетов.
Профилактика алкоголизма, наркомании,
табакокурения.
Пропаганда здорового образа жизни.
8. Исполнители Департамент здравоохранения и
лекарственного обеспечения области;
ТМО "Наркология";
центр здоровья и медицинской
профилактики;
центр "СПИД и ИЗ":
РТМО;
департамент образования и науки
области;
отдел по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков управления внутренних дел
Калужской области.
9. Источники финансирования Федеральный бюджет - 700 тыс. руб.,
Областной бюджет - 5944 тыс. руб.
в том числе 2001 г. - 2048 тыс. руб.,
2002 г. - 1298 тыс. руб.,
2003 г. - 2598 тыс. руб.
10. Ожидаемые конечные Улучшение наркологической ситуации в
результаты области.
Сокращение смертности, травматизма,
связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков.
Улучшение криминогенной обстановки в
части преступлений, связанных с
наркотиками, уменьшение социальной
напряженности в семьях с лицами,
злоупотребляющими алкоголем и
наркотиками.
Укрепление уровня здоровья
подрастающего поколения.
11. Система организации Устанавливается в соответствии с
контроля за исполнением действующим порядком реализации
программы областных целевых программ.
Исполнители программы ежегодно
отчитываются о ходе выполнения
программы на коллегии департамента
здравоохранения и лекарственного
обеспечения области.
Приложение № 2
к областной программе
"Совершенствование наркологической
помощи населению Калужской области
на 2001-2003 гг."
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИБОРОВ,
ХИМРЕАКТИВОВ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА