Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАЗЪЯСНЕНИЯ Управления МНС РФ по Калужской области от 01.05.2000
"ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ"

Официальная публикация в СМИ:
"Весть", № 115-116, 27.05.2000






МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УПРАВЛЕНИЕ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


Для осуществления эффективного налогового контроля налоговые органы должны обладать достаточно широкими полномочиями.
Рассматривая конкретные права налоговых органов, следует обратить внимание на новые дополнительные права, которыми налоговые органы могут воспользоваться в процессе осуществления своей деятельности по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Так, впервые в ст. 31 Налогового кодекса сформулированы права налоговых органов, позволяющие:
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц (плательщиков сборов и налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Необходимо сказать, что в случае, если у налоговых органов есть основания полагать, что те или иные лица обладают необходимой для налоговых органов информацией о проверяемом налогоплательщике, они могут не только вызывать лиц в качестве свидетелей, но и в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса потребовать у них документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В соответствии же с подпунктом 7 пункта 1 ст. 23 эти лица обязаны представить затребованные информацию и документы.
В связи с правом налоговых органов осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком для экономической деятельности помещения и территории, отметим, что в соответствии со ст. 91 Налогового кодекса доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается даже при проведении налоговой проверки. Однако, отказывая в допуске в жилое помещение, налогоплательщик должен помнить, что в этом случае он рискует уплатить налоги, исчисленные расчетным путем, и эти налоги могут оказаться значительно больше фактически подлежащих уплате.
Если налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых для извлечения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения либо не представляет налоговым органам необходимые для расчетов налогов документы, либо у него отсутствует (ведется с серьезными нарушениями) учет доходов и расходов или объектов налогообложения, что не позволяет точно исчислить налоги, то налоговые органы вправе самостоятельно определить налогоплательщику подлежащие уплате суммы налога. При этом налоговые органы должны произвести соответствующие расчеты на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
С введением в действие Налогового кодекса у налоговых органов сохранилась возможность приостанавливать операции по счетам в банке, дополнительно налоговым органам теперь представляется право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц (плательщиков сборов и налоговых агентов). Однако делать это можно только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
В первоначальной редакции Налогового кодекса решение о приостановлении операций по счетам в банке могло быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации или налогового агента - организации в банке. В свою очередь, решение о взыскании налога налоговый орган может вынести только после того, как налогоплательщик не исполнил в установленный срок требования по уплате налога.
Таким образом, налоговые органы, во-первых, были не вправе приостанавливать операции по банковским счетам физических лиц, а во-вторых, они не могли использовать приостановление операций по счетам как средство давления на налогоплательщика для получения от него необходимых документов. Ситуация изменилась после внесения в Налоговый кодекс дополнений, позволяющих приостанавливать операции по банковским счетам организаций и индивидуальных предпринимателей при непредставлении ими налоговых деклараций в течение двух недель по истечении установленного для подачи декларации срока, а также при отказе представить налоговую декларацию.
Только если денежных средств на банковских счетах окажется недостаточно для погашения всей налоговой задолженности, в отношении которой выставлено требование об ее уплате, налоговые органы могут обратить взыскание на имущество организации, для чего могут вначале наложить арест на это имущество.
Хочется думать, что налоговые органы, используя свои дополнительные права, поставят непреодолимый заслон перед недобросовестными налогоплательщиками, который не позволит применять определенные схемы ухода от уплаты обязательных платежей в бюджет.


Главный специалист юридического отдела
Управления МНС РФ по Калужской области
С.Романов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru