ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Калужской области № 141 от 04.05.1995
"О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995-1996 ГГ."
О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1995-1996 ГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.94 г. № 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации" и постановлением Главы администрации Калужской области от 08.06.94 г. № 155 "О разработке региональной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Калужской области"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Калужской области на 1995-1996 гг.
2. Направить данную Программу на рассмотрение в Законодательное Собрание Калужской области.
Первый заместитель
Главы администрации области
В.С.Пахно
Приложение
к постановлению
Администрации Калужской области
от 4 мая 1995 г. № 141
ПРОГРАММА
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 1995-1996 ГГ.
ВВЕДЕНИЕ
Монополия - явление типичное для всех экономических систем. В нашей стране она возникла как результат государственной политики, направленной на создание крупных предприятий, специализирующихся на производстве какого-то вида продукции или услуги.
Появление монополий влечет за собой потерю стимулов к совершенствованию производства и увеличению его объемов, технологический застой и неоправданный рост цен. Противодействие монополизму является постоянной обязанностью государства в странах с рыночной экономикой, поэтому во всех странах со стороны государства проводится политика, ограничивающая монополии, способствующая развитию конкурентной среды.
В целях реализации этой государственной функции в Российской Федерации разработана государственная программа демонополизации, направленная на изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для появления на рынке новых хозяйствующих субъектов, для развития конкуренции.
"Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Калужской области" (в дальнейшем - Программа) выполнена на основе "Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" и в соответствии с требованиями:
- постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 191;
- приказа Председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 5 апреля 1994 г. № 38 "О выполнении Постановления Правительства РФ от 09.03.94 г. № 191";
- Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- постановления Главы администрации Калужской области от 8 июня 1994 г. № 155;
- Действующего законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности и других смежных направлений нормативно - правового регулирования.
Программа:
определяет место и роль процессов демонополизации экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ и основных программ социально - экономического развития региона;
устанавливает цели и приоритетные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках области;
направлена на решение актуальных социально - экономических проблем региона и России;
учитывает ограниченность государственных бюджетных ресурсов и требования к повышению ответственности области за решение региональных задач;
определяет в качестве общего приоритета направление формирования конкурентной среды;
согласована с программами развития и поддержки малого предпринимательства, приватизации и другими действующими программами в области;
призвана объединить усилия администрации области, территориального антимонопольного управления, комитета экономики, прогнозирования и инвестиций, комитета по управлению имуществом области, административных органов городов и районов, других государственных структур в решении задач социально - экономического развития региона.
Программа разработана в 2-х частях:
Часть первая. "Концепция и основные направления демонополизации
экономики и развития конкуренции на товарных
рынках". Включает формулировку целей и задач,
обоснование роли и места Программы в системе
экономических реформ и социально - экономическом
развитии области; оценку характера и уровня
монополизации отраслей экономики и товарных
рынков, развитости рыночной инфраструктуры; выбор
приоритетных направлений и сфер демонополизации и
развития конкуренции; основные направления и
мероприятия по развитию конкурентной среды;
этапность Программы и ее обеспечение.
Часть вторая. "План мероприятий по демонополизации экономики и
развитию конкуренции на товарных рынках в 1995 -
1996 гг." включает практические меры и
организационные мероприятия по демонополизации
экономики и развитию конкуренции на товарных
рынках в соответствии с приоритетными
направлениями, принципами преемственности
проводимых работ и их согласованности с
"Программой развития и поддержки малого
предпринимательства в Калужской области" и другими
программами социально - экономического развития
региона.
Цель областной программы демонополизации состоит в снижении уровня концентрации производства и создании условий для развития конкуренции на рынках области в интересах:
- формирования рациональной структуры экономики и расширения производства товаров и услуг,
- создания условий для нормального функционирования рынков и насыщения их конкурентоспособными товарами и услугами,
- повышения на этой основе уровня жизни населения, решения наиболее острых социально - экономических проблем области.
Разработка Программы осуществлялась под руководством:
- первого заместителя Главы администрации области, председателя комиссии Демичева А.П.;
- начальника Калужского ТУ ГКАП России, заместителя председателя комиссии Матросова Г.В.;
- председателя комитета экономики, прогнозирования и инвестиций области Иванова А.А.,
комиссией в составе:
Агафонова В.И. - генерального директора АО "КЗАЭ -
Холдинг";
Бабурина В.С. - Главы администрации Дзержинского района,
депутата Законодательного Собрания
области;
Иванова В.В. - председателя комитета по строительству и
архитектуре администрации области;
Игнатова Л.Л. - заместителя председателя комитета по
управлению имуществом области;
Данилова В.В. - начальника "Ространсинспекции" Калужской
области;
Мартынова В.П. - заместителя Главы администрации местного
самоуправления г. Людиново и Людиновского
района;
Межуева А.Н. - председателя областного комитета
государственной статистики;
Мышкиной Л.А. - председателя комитета по торговле и
общественному питанию администрации
области;
Свисюка В.У. - заместителя директора департамента
сельского хозяйства и продовольствия
области;
Усачевой Т.П. - вице-мэра г. Обнинска, начальника
контрольно - аналитического управления
Рабочей группой в составе:
Савченко О.В. - представителя Президента в Калужской
области, кандидата экономических наук;
Фомина Ю.В. - начальника отдела комитета экономики,
прогнозирования и инвестиций
администрации области;
Хорошильцева В.П. - заместителя директора Калужского
НИПТИАПК;
Губиной Н.К. - кандидата экономических наук;
Романенко В.А. - кандидата психологических наук;
Евлампиева М.М. - начальника отдела Калужского ТУ ГКАП
России;
Фондиковой М.Ю. - начальника отдела Калужского ТУ ГКАП
России;
Ушаковой Т.В. - гл. специалиста Калужского ТУ ГКАП
России.
1. Особенности монополизма в экономике Калужской области
Экономика Калужской области характеризуется высокой степенью концентрации как в сфере производства товаров и услуг, так и в сфере их распределения и обмена (см. таблицу 1).
Показатели концентрации товарных рынков
Калужской области
В ходе подготовки программы было изучено около 70 товарных рынков (материалы по анализу рынков на 134 страницах представлены в отчете рабочей группы и использованы при разработке программы).
На основе полученных результатов было выявлено несколько типов монополий, различающихся между собой по условиям возникновения, степени выраженности монопольного поведения, и, соответственно, требующих различных методов антимонопольного регулирования со стороны государства.
В таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь, водо- и газоснабжение существуют естественные монополии. Их власть над рынком обусловлена спецификой технологии. Сама технология делает экономически эффективными только крупные, порой даже централизованные производства, концентрирующие значительные объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Предприятия, являющиеся естественными монополистами, могут злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, как и другие монополии. Они завышают цены, снижают качество товаров и услуг, создают дефицит продукции. Одним из свидетельств злоупотребления естественными монополиями своим положением в Калужской области является завышение тарифов на некоторые виды коммунальных услуг. В связи с этим сфера естественного монополизма требует особых форм государственного регулирования. Необходимо осуществлять постоянный контроль над ценами, уровнем рентабельности, качеством продукции, объемами производства и инвестиций.
В настоящее время в России отсутствует эффективный механизм регулирования деятельности естественных монополий, созданные для этих целей комиссии (например, энергетическая) не выполняют своих функций. Учитывая все эти обстоятельства, областная Программа демонополизации предполагает разработку и использование специальных методов государственного регулирования деятельности естественных монополий в Калужской области.
В ряде отраслей экономики области сохраняются монополии, являющиеся результатом господства административно - командной системы управления. Например, на рынках строительных материалов, перерабатывающей промышленности, в оптовой торговле доминируют 1-3 крупных предприятия, хотя никаких технологических ограничений для создания новых хозяйствующих субъектов в большинстве случаев не существует. Небольшие по размеру предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции, производством строительного кирпича и т.п., могут давать качественную, конкурентоспособную продукцию.
Подобные монополии, порожденные командной экономикой, наиболее широко распространены на местных рынках области.
Такие жизненно важные для населения товары, как хлеб, молоко, мясо, и большинство услуг реализуются преимущественно в местах их производства. На ограниченном по размеру местном рынке даже небольшое предприятие может стать монополистом и злоупотреблять своим доминирующим положением. Так, например, обстоит дело с районными хлебопекарнями, предприятиями бытового обслуживания.
На ряде рынков области существует монопсония, т.е. положение, когда одно крупное предприятие выступает в качестве покупателя, например, на рынке молока, мяса. Перерабатывающие предприятия используют свое монопольное положение для установления заниженных цен и вынуждают производителей продавать скоропортящуюся продукцию себе в убыток.
Монополии, освободившиеся от административного диктата государства, активно используют свои рыночные преимущества - завышают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. Отсутствие конкуренции в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и в сфере оптовой торговли продуктами наносит ущерб как сельскохозяйственным производителям, выкачивая у них доходы через установление заниженных цен, так и конечным потребителям, заставляя их платить завышенные цены в розничной торговле. Так, например, закупочная цена на продукцию местного производства зачастую ниже ее себестоимости. Несмотря на высокие темпы инфляции, эти цены нередко замораживаются монополистами, а на некоторые виды продукции даже имеют тенденцию к снижению.
Развитие конкуренции на этих рынках сдерживается нехваткой финансовых средств, производственных помещений, оборудования, дороговизной кредитов, а также отсутствием целенаправленной государственной политики, поддерживающей этот процесс. Демонополизация в этих случаях требует, прежде всего, стимулирования притока инвестиций, что предполагает создание благоприятных правовых и социально - экономических условий.
2. Приоритетные сферы направления демонополизации
экономики и развития конкуренции на рынках области
Процесс демонополизации и развития конкуренции в экономике Калужской области проводится поэтапно. Это определяется следующими обстоятельствами:
- рынки монополизированы в разной степени;
- не все товары и услуги одинаково важны для потребителей;
- отсутствуют финансовые и материальные ресурсы, необходимые для изучения всех товарных рынков.
При определении приоритетных направлений демонополизации учтены следующие факторы:
- уровень монополизации отраслей;
- роль отрасли в удовлетворении насущных потребностей населения (в продовольствии, жилище, бытовых услугах);
- взаимосвязь отрасли с другими отраслями экономики области и ее возможности придать динамизм развитию экономики;
- материальные, технические, технологические возможности возникновения в отрасли конкурентоспособных предприятий;
- возможность использования конверсионного потенциала предприятий для удовлетворения потребностей вновь создающихся хозяйствующих субъектов в оборудовании, зап. частях и др.;
- возможность смягчения в ходе демонополизации наиболее острых социальных проблем, повышения занятости, увеличения доходов малоимущих слоев населения;
- согласованность с приоритетными направлениями развития экономики области, содержащимися в программных документах областной администрации;
- степень изученности товарных рынков и подготовленности мероприятий по демонополизации.
Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями демонополизации в Калужской области определяются:
1. Переработка сельскохозяйственной продукции.
2. Оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией.
3. Производство строительных материалов.
4. Коммунальные и бытовые услуги.
5. Междугородные и пригородные автобусные перевозки.
6. Розничная торговля нефтепродуктами.
7. Образование.
Предметом антимонопольной деятельности являются как поведение предприятий, так и структура рынка.
Основными методами антимонопольного воздействия выступают:
1. Административные методы, включающие контроль за деятельностью монополий и регулирование уровня цен, качества товаров и др.
2. Экономические методы, включающие льготное кредитование новых хозяйствующих субъектов, возникающих в отрасли с высокой степенью концентрации, финансирование создания недостающих звеньев инфраструктуры рынка и др.
Реализация антимонопольной программы предлагает создание соответствующих органов. К их числу относятся:
1. Комиссии по контролю и регулированию деятельности естественных монополий.
2. Экспертные Советы по организации и проведению конкурсов бизнес - проектов.
Задача деятельности этих советов - содействие развитию конкуренции в приоритетных отраслях экономики через предоставление кредитных и бюджетных ресурсов на реализацию наиболее эффективных проектов. Размеры предоставляемых финансовых средств определяются Экспертным Советом, но составляют не более 50% стоимости проекта.
В функции этих советов входит организация и проведение конкурсов, экспертиза проектов, подготовка бюджетных посланий.
Деятельность Экспертного Совета осуществляется в соответствии со специально разработанным Положением об Экспертном Совете.
3. План мероприятий по введению государственного
контроля и регулированию деятельности в сфере
естественных монополий
В отрасли, где господствуют естественные монополии, возможности развития конкуренции ограничены, поэтому главным направлением антимонопольной политики выступает государственный контроль и регулирование их деятельности.
Основная цель этой политики - недопущение монопольного поведения, заключающегося в необоснованном завышении цен, снижении качества товаров и услуг, создании дефицита продовольствия и др.
В соответствии с определенными приоритетами в план включены следующие мероприятия:
-----------------------------------T-------------T-------T------------¬
¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦Финансирова-¦
¦ ¦ ¦ ¦ние ¦
+----------------------------------+-------------+-------+------------+
¦ Услуги коммунального хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+-------+------------+
¦1. Анализ хозяйственной деятель- ¦Комиссия по ¦1995 г.¦ ¦
¦ности предприятия "Калугаоблводо- ¦государствен-¦1 кв. ¦ ¦
¦канал" с целью оценки обоснован- ¦ному контролю¦ ¦ ¦
¦ности тарифов на водоснабжение и ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуги канализации ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+-------+------------+
¦2. Анализ хозяйственной деятель- ¦ -"- ¦1995 г.¦ ¦
¦ности предприятия "Калугаоблгаз" с¦ ¦2 кв. ¦ ¦
¦целью оценки обоснованности ¦ ¦ ¦ ¦
¦тарифов на газоснабжение ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+-------+------------+
¦3. Анализ хозяйственной деятельно-¦ -"- ¦1995 г.¦ ¦
¦сти предприятия "Калугатеплосеть" ¦ ¦ ¦ ¦
¦с целью оценки обоснованности ¦ ¦ ¦ ¦
¦тарифов на горячую воду ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+-------+------------+
¦4. Анализ хозяйственной деятельно-¦ -"- ¦1995 г.¦ ¦
¦сти АООТ "Калугаэнерго" с целью ¦ ¦ ¦ ¦
¦оценки обоснованности тарифов на ¦ ¦ ¦ ¦
¦электроэнергию ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-------------+-------+-------------
4. План мероприятий по демонополизации отраслей
экономики и товарных рынков
Основная цель деятельности по демонополизации экономики - снижение степени концентрации производства и продаж на товарных рынках, формирование конкурентной среды.
С учетом степени монополизации отраслей экономики и товарных рынков, а также выбранных приоритетов, в план включены следующие мероприятия:
5. План мероприятий по формированию рыночной
инфраструктуры
Основными целями по развитию рыночной инфраструктуры в области являются:
- создание необходимых условий для свободного развития конкуренции и предпринимательства;
- ускорение процессов становления и развития рыночных отношений;
- согласование мероприятий по демонополизации с приоритетными направлениями развития экономики Калужской области.
План формирования рыночной инфраструктуры на первом этапе развития Программы включает следующие основные направления:
----T---------------------------T---------------T-----------T----------¬
¦ ¦Наименование мероприятий по¦ Исполнители ¦ Срок ¦Примечание¦
¦ ¦демонополизации и развитию ¦ ¦исполнения ¦млрд. руб.¦
¦ ¦ конкуренции ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦1 ¦Организация и проведение ¦Экспертный ¦1995-1996 ¦ ¦
¦ ¦конкурсов проектов ¦Совет, Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦городских и районных ¦по торговле и ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптовых рынков ¦общественному ¦ ¦ ¦
¦ ¦продовольственных товаров ¦питании ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Департамент ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦сельского ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйства и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦продовольствия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦2 ¦Выделение средств на ¦Совет ¦1995-1996 ¦3,7 ¦
¦ ¦реализацию наиболее ¦администрации ¦ ¦млрд. руб.¦
¦ ¦эффективного проектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦городских и районных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптовых рынков ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продовольственных товаров ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦3 ¦Организация и проведение ¦Экспертный ¦1 п/г 1995 ¦ ¦
¦ ¦конкурса на разработку ¦Совет, ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта специализированной ¦Департамент ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарно - сырьевой биржи ¦сельского ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственной ¦хозяйства и ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦продовольствия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦4 ¦Выделение средств на реали-¦Финансовое ¦1995-1996 ¦ 4,0 ¦
¦ ¦зацию наиболее эффективного¦управление ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта специализированной ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарно - сырьевой биржи ¦области. ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственной ¦Республиканский¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦бюджет ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦5 ¦Создание лизинговых фирм с ¦Комитет ¦1995 ¦ ¦
¦ ¦участием государственного ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦капитала, предоставляющих ¦прогнозирования¦ ¦ ¦
¦ ¦современное оборудование ¦и инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелким предприятиям в прио-¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ритетных отраслях экономики¦области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Отраслевые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦комитеты, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦отделы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Калужское ТУ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ГКАП России ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦6 ¦Организация и проведение ¦Экспертный ¦1 п/г 1995 ¦ ¦
¦ ¦конкурсов бизнес - планов ¦Совет, Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦по созданию предприятий ¦по координации ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы быта в городах и ¦деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦районах области, а именно: ¦учреждений ¦ ¦ ¦
¦ ¦- предприятий по мелкоопто-¦социальной ¦ ¦ ¦
¦ ¦вой торговле запасными час-¦сферы ¦ ¦ ¦
¦ ¦тями и др. товарами произ- ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦водственного назначения для¦области ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы быта; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- предприятий гарантийного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания бытовой техни-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- предприятий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих инженерную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы быта ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦7 ¦Выделение целевых кредитов ¦Финансовое ¦1995 ¦ ¦
¦ ¦для реализации наиболее ¦управление ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективных проектов ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджеты городов¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и районов ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦8 ¦Разработка системы региона-¦Комитет ¦1995 ¦млрд. руб.¦
¦ ¦льной государственной под- ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦держки маркетинговых фирм, ¦прогнозирования¦ ¦ ¦
¦ ¦как необходимых элементов ¦и инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры рынка ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Отраслевые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦комитеты, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦отделы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Калужское ТУ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ГКАП России ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦9 ¦Проведение конкурса проек- ¦Экспертный ¦1 кв. 1995 ¦ 0,002 ¦
¦ ¦тов по организации марке- ¦Совет, Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦тинговой службы, как необ- ¦по энергетике ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходимого звена инфраструк- ¦топливо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦туры малого предпринима- ¦обеспечению, ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельства ¦транспорту и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦связи ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦10 ¦Выделение финансовых ¦Финансовое ¦1 кв. 1995 ¦ ¦
¦ ¦средств на реализацию ¦управление ¦ ¦ ¦
¦ ¦наиболее эффективного ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта по организации ¦области, Фонд ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой службы ¦поддержки пред-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦приниматель ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦11 ¦Проведение конкурса ¦Экспертный ¦1995 г. ¦ 0,002 ¦
¦ ¦проектов по организации ¦Совет, Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой службы в ¦по энергетике, ¦ ¦ ¦
¦ ¦в системе грузовых ¦топливо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевозок в области ¦обеспечению, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦транспорту и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦связи ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦12 ¦Выделение целевого кредита ¦Финансовое ¦1995 г. ¦ 0,2 ¦
¦ ¦на реализацию наиболее ¦управление ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективного проекта по ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации маркетинговой ¦области ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы в системе грузовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевозок в области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦13 ¦Проведение конкурса ¦Экспертный ¦ -"- ¦ 0,002 ¦
¦ ¦проектов по организации ¦Совет, Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой службы в ¦по энергетике, ¦ ¦ ¦
¦ ¦системе пассажирских ¦топливо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦автотранспортных перевозок ¦обеспечению, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦транспорту и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦связи ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦14 ¦Выделение целевого кредита ¦Администрация ¦ -"- ¦ 0,2 ¦
¦ ¦на реализацию наиболее ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективного проекта по ¦Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации маркетинговой ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы в системе ¦прогнозирования¦ ¦ ¦
¦ ¦пассажирских ¦и инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦автотранспортных перевозок ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комитет по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦энергетике, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦топливообеспе- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦чению, транс- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦транспорту и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦связи ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦15 ¦Разработка налоговых льгот,¦Комитет ¦1 кв. ¦ ¦
¦ ¦стимулирующих создание не- ¦экономики, ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦государственных предприятий¦прогнозирования¦ ¦ ¦
¦ ¦в сфере информационных ¦и инвестиций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг ¦ЦИТ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦16 ¦Разработка положения о ¦Экспертный ¦2 кв. ¦ ¦
¦ ¦целевом кредитовании ¦Совет, Комитет ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦конкурсных проектов в сфере¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатизации региона ¦прогнозирования¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦17 ¦Проведение конкурса ¦Экспертный ¦3 кв. ¦ 0,002 ¦
¦ ¦проектов по организации ¦Совет ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦информационной системы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорте области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦18 ¦Выделение целевого кредита ¦Совет ¦4 кв. ¦ 0,086 ¦
¦ ¦на реализацию наиболее ¦администрации ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦эффективного проекта по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦созданию информационной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы на транспорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦19 ¦Проведение конкурса ¦Экспертный ¦1 кв. ¦ 0,002 ¦
¦ ¦проектов по созданию ¦Совет ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦информационных систем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерческой и финансовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации в регионе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦20 ¦Выделение целевого кредита ¦Совет ¦1995 г. ¦ 0,5 ¦
¦ ¦на реализацию эффективного ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта по созданию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерческой и финансовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+-----------+----------+
¦21 ¦Создание системы ценового ¦Департамент ¦1995 г. ¦ 0,5 ¦
¦ ¦мониторинга и аграрного ¦сельского ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинга в 20-ти районах ¦хозяйства и ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦продовольствия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Администрация ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------+---------------+-----------+-----------
6. План мероприятий по предупреждению и ограничению
монополистической деятельности в отраслях
экономики и на товарных рынках области
6.1. План мероприятий по обследованию товарных рынков
Деятельность по демонополизации экономики предполагает владение информацией о структуре товарных рынков и поведении хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынках. С целью получения такой информации в рамках Программы проводится изучение товарных рынков.
Мероприятия, включенные в план, разработаны в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области.
6.2. План мероприятий по контролю за деятельностью
хозсубъектов, занимающих доминирующее положение
Контроль за деятельностью хозсубъектов, занимающих доминирующее положение на важнейших рынках области, проводится с целью выявления и пресечения возможных фактов их злоупотребления в соответствии со ст. ст. 5, 6 Закона РФ "О конкуренции..." и включает следующие мероприятия.
7. План мероприятий по пропаганде политики
демонополизации экономики и развития конкуренции
на товарных рынках
Основные цели пропаганды - формирование позитивного общественного мнения к политике демонополизации, развития конкуренции и предпринимательства.
---T---------------------------T-------------T-----------T----------¬
¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦Примечание¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнения ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦1 ¦Обеспечение информацией по ¦Комитет ¦постоянно ¦ ¦
¦ ¦программе демонополизации ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики и развития конку-¦прогнозиро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ренции на рынках области ¦вания и ¦ ¦ ¦
¦ ¦для руководителей ¦инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦городских, районных ¦администрации¦ ¦ ¦
¦ ¦администраций в интересах ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптации органов власти и ¦Калужское ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления к Программе ¦ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦демонополизации и развития ¦России ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкуренции ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦2 ¦Проведение консультаций ¦Калужское ТУ ¦постоянно ¦ ¦
¦ ¦с обществами защиты прав ¦ГКАП России ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребителей, союзами пред-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принимателей, промышленни- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ков и других общественных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций по проблемам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦демонополизации ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦3 ¦Публикация в печати перечня¦Калужское ТУ ¦Постоянно ¦ ¦
¦ ¦хозяйствующих субъектов, ¦ГКАП России ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦занимающих доминирующее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦положение на рынках ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦4 ¦Информирование населения ¦Калужское ТУ ¦постоянно ¦ ¦
¦ ¦о ходе реализации Программы¦ГКАП России ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦5 ¦Публикация в печати переч- ¦Комитет ¦по мере не-¦ ¦
¦ ¦ней приоритетных направле- ¦экономики, ¦обходимости¦ ¦
¦ ¦ний развития экономики ¦прогнозиро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области, преимуществ и ¦вания и ¦ ¦ ¦
¦ ¦льгот предпринимателям, ¦инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦развивающим эти ¦администрации¦ ¦ ¦
¦ ¦направления ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Фонд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦поддержки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦предпринима- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельства ¦ ¦ ¦
+--+---------------------------+-------------+-----------+----------+
¦6 ¦Организация в местной ¦Комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦печати постоянной рубрики ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦по вопросам ¦прогнозирова-¦ ¦ ¦
¦ ¦постприватизационной ¦ния и ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержки хозсубъектов с ¦инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦целью их адаптации к ¦администрации¦ ¦ ¦
¦ ¦условиям развития ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкуренции ¦Комитет по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦управлению ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦госимуществом¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
L--+---------------------------+-------------+-----------+-----------
8. План мероприятий по организационному
и информационному обеспечению Программы
---T----------------------------------T-----------------------T-------T------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Сроки ¦Финан-¦
¦ ¦ ¦ ¦испол- ¦сиро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦вание ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦1 ¦Создание рабочих органов по ¦Администрация области, ¦1 кв. ¦ ¦
¦ ¦реализации Программы (Межведом- ¦Калужское ТУ ГКАП ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦ственной координационной комиссии,¦России ¦ ¦ ¦
¦ ¦дирекции или рабочей группы) ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦2 ¦Разработка положений о рабочих ¦ -"- ¦ -"- ¦ ¦
¦ ¦органах Программы ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦3 ¦Разработка системы показателей ¦Администрация области, ¦1 п/г ¦ ¦
¦ ¦для отслеживания хода реализации ¦финуправление ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦Программы ¦администрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, департамент ¦ -"- ¦ ¦
¦ ¦ ¦с/х и продовольствия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ прогнозирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦налоговая инспекция, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Калужское ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России, ЦИТ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦областной центр ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦занятости населения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Областной комитет ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦статистики ¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦4 ¦Организация сбора и обработки ¦Областной комитет ¦1995 г.¦100 ¦
¦ ¦информации в соответствии с ¦государственной ¦ ¦млн.р.¦
¦ ¦разработанной системой показа- ¦статистики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦телей, а также дополнительных ¦финуправление ¦ ¦ ¦
¦ ¦обследований отраслей экономики ¦администрации области0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦и товарных рынков ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦5 ¦Создание банка хозяйствующих ¦Администрация области, ¦1 полу-¦10 ¦
¦ ¦субъектов (ЕГРПО) и разработка ¦финуправление ¦годие ¦млн.р.¦
¦ ¦порядка представления информации ¦администрации области ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦средствами теледоступа ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦6 ¦Развертывание информационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетей область - район - область ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на базе компьютерной техники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) 6 районов (городов) ¦Областной комитет ¦ 1 п/г ¦50 ¦
¦ ¦ ¦государственной ¦1995 г.¦млн.р.¦
¦ ¦ ¦статистики ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) 20 районов (городов) ¦Администрация, ¦ 1 п/г ¦150 ¦
¦ ¦ ¦Финуправление ¦1995 г.¦млн.р.¦
¦ ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦
L--+----------------------------------+-----------------------+-------+-------
9. План мероприятий по методическому
обеспечению Программы
---T------------------------------T-----------------------T-------T------¬
¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦Финан-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сиро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.р.¦
+--+------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦1 ¦Разработка методических ¦Департамент сельского ¦1 кв. ¦ 1,5 ¦
¦ ¦рекомендаций по изучению ¦хозяйства и продоволь- ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦товарных рынков: ¦ствия области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦- молока и молочных продуктов;¦Калужское ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦- мяса и мясопродуктов; ¦России ¦ ¦ ¦
¦ ¦- хлеба и хлебопродуктов ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦2 ¦Разработка методических ¦Комитет по торговле и ¦2 кв. ¦ 0,5 ¦
¦ ¦рекомендаций по изучению рынка¦общественному питанию, ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦услуг оптовой торговли ¦Калужское ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦ ¦
+--+------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦3 ¦Разработка методических ¦Комитет по ¦3 кв. ¦ 1,0 ¦
¦ ¦рекомендаций по ¦строительству ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦прогнозированию ¦и архитектуре ¦ ¦ ¦
¦ ¦платежеспособного спроса на ¦администрации области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительные материалы ¦Комитет экономики, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦прогнозирования и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Калужское ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦ ¦
+--+------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦4 ¦Разработка методических ¦Комитет по координации ¦3 кв. ¦ 0,8 ¦
¦ ¦рекомендаций по изучению ¦деятельности учреждений¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦рынков бытовых услуг ¦социальной сферы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Калужское ТУ ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦ ¦
+--+------------------------------+-----------------------+-------+------+
¦5 ¦Разработка методических ¦Комитет по энергетике, ¦4 кв. ¦ 0,5 ¦
¦ ¦рекомендаций по изучению рынка¦топливообеспечению, ¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦автотранспортных услуг ¦транспорту и связи ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦
L--+------------------------------+-----------------------+-------+-------
10. Финансирование программы
1. Источники финансирования:
1.1. Федеральный бюджет - 50% финансовых ресурсов;
1.2. Областной бюджет - 50% финансовых ресурсов.
2. Принципы предоставления денежных средств
2.1. Льготное кредитование сроком на 3 года, процентная ставка - 50% годовых. Объем кредитных ресурсов определяется Экспертным Советом, но не более 50% проектной стоимости.
2.2. Финансирование на безвозвратной основе.
3. Формы финансирования:
3.1. Выделение целевых кредитов для создания конкурентоспособных, прибыльных предприятий в приоритетных отраслях экономики.
3.2. Участие государства в уставном капитале для создания предприятий рыночной инфраструктуры, работающих на бесприбыльной основе, но создающих условия для нормального функционирования рынка (информационные службы, маркетинговые фирмы и др.).
4. Потребности в финансовых ресурсах:
Общие потребности в кредитных ресурсах составляют 57,595 млрд. руб.
Общие потребности в субсидиях составляют 0,845 млрд. руб.
Итого: общая сумма финансовых ресурсов - 58,44 млрд. руб.