Законодательство
Калужской области

Форум

Бабынинский р-н
Барятинский р-н
Белая
Боровский р-н
Дзержинский р-н
Думиничский р-н
Ждамирово
Жиздринский р-н
Жуковский р-н
Износковский р-н
Калуга
Калужская область
Карачево
Кировский р-н
Козельский р-н
Куйбышевский р-н
Людиновский р-н
Малоярославецкий р-н
Медынский р-н
Мещовский р-н
Мосальский р-н
Обнинск
Перемышльский р-н
Ромодановские Дворики
Спас-Деменский р-н
Сухиничский р-н
Тарусский р-н
Ульяновский р-н
Ферзиковский р-н
Хвастовичский р-н
Юхновский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области № 319 от 09.11.2005
"О КОНЦЕПЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАРУССКОГО РАЙОНА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2005 г. № 319

О КОНЦЕПЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАРУССКОГО РАЙОНА

В целях дальнейшего социально-экономического развития и сохранения историко-культурного наследия Тарусского района Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию перспективного развития культурно-исторического и экономического потенциала Тарусского района (далее - Концепция) (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Тарусского района руководствоваться положениями Концепции при разработке и принятии муниципальных правовых актов.
3. Предложить заинтересованным организациям независимо от форм собственности принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией.
4. Министерству экономического развития области рассмотреть вопрос создания на территории Тарусского района особой экономической зоны.

Губернатор области
А.Д.Артамонов





Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 9 ноября 2005 г. № 319

КОНЦЕПЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАРУССКОГО РАЙОНА

1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Историческая справка

Таруса - один из древнейших городов России. В конце XI-XII вв. на этом месте существовало поселение славян - вятичей. Официальная дата основания - 1246 год. В 1481 году Таруса окончательно входит в состав Великого Московского княжества.
Расположенный на левом берегу р. Оки город в период XV-XVI вв. имел политическое значение как "береговой" защитник русского государства от набегов крымских татар.
С 24 августа 1776 г. образованный Тарусский уезд с центром в Тарусе вошел в состав учрежденной Калужской губернии. 10 марта 1777 г. был утвержден герб города.
Таруса переживала в своей истории взлеты и падения, прошла путь от центра княжества до заштатного уездного городка. В конце XIX в. Таруса стала центром притяжения творческих людей. С легкой руки художников В.Д.Поленова и В.А.Ватагина ее прозвали "Русским Барбизоном". Таруса воспринимается как творческая лаборатория деятелей искусства, литературы, культуры, науки, например, Марины Цветаевой, Константина Паустовского, Святослава Рихтера, Виктора Борисова-Мусатова и др.
Памятные места, связанные с историческими событиями и пребыванием в Тарусе известных людей, объявлены памятниками истории и охраняются государством.
Очень красочно и вдохновенно сказал о Тарусе К.Г.Паустовский: "Покой рождается в этих местах, а из него рождается душевное здоровье, творческая сила и способность к милому, любимому труду. Будем же беречь этот город".
Сегодня Таруса - культурный центр, где проводятся Цветаевские праздники, Дни Паустовского, музыкальный фестиваль Тарусского фонда им. С.Рихтера, фестиваль телевизионных фильмов и программ "Берега". Тарусу можно назвать творческой мастерской и рабочим кабинетом многих писателей, поэтов, художников и музыкантов, излюбленной съемочной площадкой для создания новых телевизионных и художественных фильмов.
Наряду с наличием богатого культурного наследия в районе развиты производства традиционных ремесел, представлен научно-производственный сектор, где решаются задачи федерального уровня.
Город Таруса внесен в перечень исторических городов России.

Характеристика Тарусского района

Территория района составляет около 715 тыс. кв. км. Город Таруса - районный центр Калужской области - расположен в 80 км к северо-востоку от г. Калуги, в 130 км к югу от г. Москвы на крутом левом берегу р. Оки при впадении в нее р. Тарусы.
Тарусский район является административно-территориальной единицей в составе Калужской области и граничит с Московской и Тульской областями.
Через город проходит автомобильная дорога областного значения Калуга - Таруса - Серпухов.
Ближайшие железнодорожные станции находятся в г. Серпухове Московской области - 36 км и в пос. Ферзиково Калужской области - 27 км.
В соответствии с Законом Калужской области от 01.11.2004 № 369-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц "Думиничский район", "Кировский район", "Медынский район", "Перемышльский район", "Сухиничский район", "Тарусский район", "Юхновский район", и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, муниципального района" на территории Тарусского района образовано 12 муниципальных образований, в том числе один муниципальный район, одно городское поселение и 10 сельских поселений.
По состоянию на 01.06.2005 численность населения района составляет 15,3 тыс. человек с преобладанием городского населения, доля которого составляет 63%.
Район обладает квалифицированными трудовыми ресурсами, способными обеспечить социально-экономическое развитие района. Однако значительная часть вынуждена искать работу в сопредельных регионах из-за недостатка рабочих мест (около 3 тыс. человек работают в Москве, Серпухове, Подольске).
Среднегодовая численность занятых в экономике - около 4,7 тыс. человек (31% населения), в т.ч. около тысячи человек заняты предпринимательской деятельностью.

Анализ и оценка экономической ситуации

В промышленном секторе экономики действуют 74 организации, в том числе наиболее значимые: ЗАО "Строительная керамика" (производство строительных материалов), ЗАО "Народные художественные промыслы "Тарусская вышивка" (швейное производство), ЗАО "Народные художественные промыслы "Тарусский художник" (производство керамических изделий), Тарусское райпо (производство хлебобулочных изделий), ОАО "Тарусский молочный завод" (производство молочной продукции), ООО "Стройиндустрия" (производство стройматериалов).
В 2005 году начала функционировать новая экологически безопасная организация по производству корпусной мебели ООО "Инлайн". В стадии реализации находится инвестиционный проект ОАО "Возрождение СТ" строительства стеклотарного завода производительностью около 150 млн. шт. стеклотары для обеспечения потребностей организаций пищевой промышленности.
В Тарусском районе работает 8 сельскохозяйственных организаций, из них наиболее перспективные хозяйства - СПК "Трубецкое" и СПК "Лопатинский", которые ежегодно расширяют посевные площади, увеличивают поголовье крупного рогатого скота. Ведется активная работа по привлечению инвестиций в ООО "ЛАГ-сервис" (возрождение коневодства), СПК "Лопатинский" (внедряется новый метод дойки коров), СПК "Волковское" (развитие овцеводства).
Тарусский район относится к категории промышленно-сельскохозяйственных районов. Объемы производства промышленности и сельского хозяйства приблизительно равны и составили, по оценке экономической службы района, в 2004 году 187,4 млн. руб. и 183,1 млн. руб. соответственно. По оценке итогов 2004 года по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства на душу населения Тарусский район занимает 16 и 20 место среди районов Калужской области соответственно. В дальнейшем прогнозируется сохранение этих позиций. При этом если по объемам промышленного производства на душу населения Тарусский район значительно отстает от среднеобластного значения, то по объемам сельскохозяйственного производства на душу населения район несколько превышает среднее значение по Калужской области.
В 2004 году Тарусский район демонстрировал высокие темпы роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.
Среди 26 муниципальных районов и округов Калужской области Тарусский район занимает 8 место по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения и 7 место по объему платных услуг на душу населения.
Научный комплекс представлен Специальным конструкторским бюро космического приборостроения Института космических исследований Российской академии наук (СКБ КП ИКИ РАН) и Тарусским филиалом Института общей физики Российской академии наук.
СКБ КП ИКИ РАН образовано в 1986 году и расположено в г. Тарусе. Основной деятельностью является выпуск небольших по размерам спутников, устройств "черных ящиков" самолетов, а также других специальных приборов авиационно-космического приборостроения.
В последнее время СКБ КП ИКИ РАН практически полностью обеспечивает потребности Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) в научной космической аппаратуре для фундаментальных и прикладных задач в рамках международных космических проектов "Фобос", "Гранат", "Интербол", "Марс", "Коронас" и "Реликт". Ведутся работы по созданию малых и микроспутников, а также перспективных двигательных установок малой тяги для них.
Розничная торговая сеть Тарусского района насчитывает 105 магазинов, индивидуальным предпринимателям принадлежат 64 из них. На территории Тарусского района функционирует 13 организаций общественного питания на 808 посадочных мест, из них 77% - столовые.
В структуре занятости населения района (в разрезе крупных и средних организаций) более 20% приходится на сферу промышленного производства, 20% - образования, 17% - здравоохранения, 7% - сельскохозяйственного производства.
Уровень средней заработной платы в районе ниже среднеобластного в 1,4 раза, тем не менее по этому показателю район занимает 12 место в Калужской области, и в дальнейшем прогнозируется улучшение этой позиции.
В районе действует 45 малых организаций и более 900 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Наибольшее распространение в районе получили малые организации, осуществляющие деятельность в сфере перерабатывающих производств, розничной торговли и оказания социальных и коммунальных услуг.
В сфере малого предпринимательства района занято 1,8 тыс. человек, что составляет 25% от занятого населения, - это высокий уровень развития малого предпринимательства - район занимает шестое место в Калужской области по числу малых организаций и количеству занятых в предпринимательстве на 1000 жителей.

Минерально-сырьевая база

На территории Тарусского района разведано 19 месторождений по 6 видам полезных ископаемых, в том числе: 16 месторождений строительных материалов, 2 - пресных подземных вод и 1 - минеральных подземных вод.
Кроме того, в процессе региональных геолого-съемочных работ в пределах района выявлены 6 перспективных площадей, в том числе на строительные известняки - 3 перспективные площади с прогнозными ресурсами 73,5 тыс. куб. м, на глины керамические - 1 перспективная площадь с прогнозными ресурсами 5,3 млн. куб. м, на глины керамзитовые - 2 перспективные площади с прогнозными ресурсами 93 млн. куб. м.
Для перевода перспективных площадей в разряд месторождений необходима постановка на этих площадях детализационных поисково-оценочных работ, обеспечивающих формирование запасов полезных ископаемых по промышленным категориям.
В настоящее время разрабатываются 5 месторождений строительных материалов, в том числе месторождения кирпичного сырья, строительных песков, песчано-гравийных смесей, строительных известняков, керамзитовых глин. Имеющиеся полезные ископаемые позволят обеспечить строительную отрасль материалами и минимизировать расходы на транспортировку ряда строительных материалов из других районов и областей.
На территории Тарусского района разведано три месторождения песчано-гравийного материала с общими запасами, составляющими 7,1% от запасов Калужской области. В настоящее время разрабатывается только Кузьмищевское месторождение, которое является практически единственной минерально-сырьевой базой песков и песчано-гравийных материалов в Тарусском районе и имеет остаток запасов 3,4 млн. куб. м. Учитывая близость Кузьмищевского месторождения к Государственному мемориальному историко-художественному и природному музею-заповеднику В.Д.Поленова, в районе планируются геологоразведочные работы, направленные на выявление альтернативных перспективных участков строительных песков и песчано-гравийных материалов с ожидаемыми суммарными запасами и прогнозными ресурсами в количестве 1,5 млн. куб. м. Работы планируется проводить за счет средств областного бюджета с завершением их во 2 квартале 2007 года.
На территории Тарусского района разведано два месторождения пресных подземных вод, что составляет 20% всех запасов Калужской области, и одно месторождение минеральных подземных вод. Для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Тарусы эксплуатируется Тарусское месторождение (в резерве находится Волковское месторождение). При общих утвержденных эксплуатационных запасах в размере 242 тыс. куб. м/сутки фактический водоотбор составляет не более 10%. Месторождение минеральных подземных вод "Березовая роща" планируется к эксплуатации ЗАО "Санаторий "Березовая роща". Минеральные подземные воды пригодны для использования в качестве лечебно-питьевой столовой воды. Утвержденные эксплуатационные запасы составляют 1,4 тыс. куб. м/сутки.

Анализ и оценка качества жизни населения

Культура

На территории Тарусского района создана и действует разветвленная сеть учреждений культуры. Из них 14 учреждений культурно-досугового типа, 12 библиотек, детская школа искусств, киноконцертный зал "Мир", 3 филиала областных музеев. Отдаленные населенные пункты района обслуживаются передвижным центром народного творчества.
Традиционным стало проведение на Тарусской земле музыкальных фестивалей фонда Святослава Рихтера, Дней Паустовского, Цветаевских праздников, фестивалей телевизионных фильмов, программ "Берега" и др.
В Тарусском районе существует устойчивая система библиотечного обслуживания населения, объединяющая 10 сельских библиотек-филиалов; центральную районную детскую и центральную районную библиотеку. Книжный фонд составляет 155,9 тыс. экземпляров, количество читателей - 9,4 тыс. человек (61% от общего числа населения).
Уровень развития технической базы и информатизации центральной районной детской библиотеки не соответствует современным требованиям. Здания сельских библиотек нуждаются в капитальном ремонте, в аварийном состоянии находятся Вознесенский и Рощинский сельские библиотеки-филиалы. Помещение центральной районной библиотеки требует расширения и реконструкции.
В районе действуют 5 народных самодеятельных коллективов: театральный; ансамбль "Тарусские зори"; хор ветеранов войны и труда; хор и театр Лопатинского сельского Дома культуры.
Действующие на территории района музеи - картинная галерея, краеведческий музей и музей семьи Цветаевых - являются филиалами областных музеев (Государственного учреждения культуры "Калужский областной художественный музей" и Государственного учреждения культуры "Калужский областной краеведческий музей"), имеют 6,5 тыс. музейных предметов и принимают около 24 тыс. посетителей в год.
Недостаточный уровень технического оснащения учреждений культуры современными средствами видео-, свето-, звукотехники приводит к значительным трудностям при проведении фестивалей, праздников областного и общероссийского уровня и не позволяет проводить их на достойном эстетическом уровне.
В Тарусском районе выявлено 146 объектов культурного наследия, в том числе усадебные комплексы, церкви, 24 памятника археологии и более 20 мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся деятелей русской культуры и искусства.
К объектам культурного наследия федерального значения в Тарусском районе отнесены:
1. Церковь Знамения, 1759 г. (с. Роща).
2. Могила В.Э.Борисова-Мусатова (1870-1905).
3. Дом, в котором жил писатель К.Г.Паустовский.
4. Могила писателя К.Г.Паустовского (1892-1968).
5. Дача, где жил художник-анималист В.А.Ватагин.
К объектам культурного наследия регионального значения в Тарусском районе отнесены:
1. Ансамбль усадьбы (12 объектов) с парком XVIII-XIX вв. (с. Барятино).
2. Дом Тье, где бывала поэтесса М.И.Цветаева, XIX в.
3. Дом и сад-дендрарий ученого-агронома Н.П.Ракицкого, 1929 г.
4. Могила художника-анималиста В.А.Ватагина, 1884-1969 гг.

Образование

В системе образования Тарусского района функционируют 5 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 11 общеобразовательных учреждений (6 средних школ, 1 - основная, 4 - начальные), Дом детского творчества, ДЮСШ, школа искусств.
Всего в детских садах и школах района воспитывается и обучается соответственно порядка 400 детей и 1500 учащихся.
В образовательных учреждениях района работает более 250 педагогов, из них 4 педагога имеют звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 40 человек награждены значком "Отличник народного просвещения".
Для сохранения культурно-исторического наследия края в районе в течение многих лет нарабатывалась система краеведческой и поисковой работы. Этому способствовала богатая история старинных усадеб, в которых расположены две школы района: Истоминская средняя школа - в усадьбе Хитрово, Барятинская средняя школа - в усадьбе Горчаковых. В Истоминской средней школе коллектив сотрудников совместно с учащимися уже несколько лет занимается восстановлением старинного парка.
Исследовательская, музейно-краеведческая, поисковая деятельность педагогов и учащихся проводится по разным направлениям. Итоги исследований обсуждаются на краеведческих конференциях района и Калужской области. Ежегодно школьники района становятся лауреатами краеведческих чтений им. Юдина и научно-практической конференции им. Чижевского.
Учащиеся школ района ежегодно участвуют в Цветаевских чтениях, днях памяти К.Г.Паустовского, фольклорных городских праздниках.
В городских средних школах созданы музеи боевой и трудовой славы. В сельских школах района работают комнаты славы. Учащиеся городских школ поддерживают связь с родственниками Героя России М.Г.Ефремова, ученого - члена-корреспондента Академии наук СССР В.З.Власова, чьи имена носят школы, проводят экскурсии для учащихся и гостей школ, занимаются музейно-краеведческой работой.
Педагогические коллективы детского сада "Березка", Истоминской средней школы и Тарусской средней общеобразовательной школы № 2 неоднократно принимали участие во всероссийском конкурсе "Детский сад года" и "Школа года", за что награждены дипломами за педагогическое мастерство, творческий поиск и высокие результаты в воспитании и обучении подрастающего поколения.
В районе возобновилось проведение военно-спортивной игры "Зарница". Учащиеся школ принимают активное участие в областной спартакиаде школьников.
Система профессионального образования Тарусского района представлена профессиональным лицеем начального профессионального образования № 34 и Московским государственным социальным университетом (Тарусское представительство), который на протяжении 7 лет успешно ведет образовательную деятельность. Ежегодно осуществляется набор студентов для обучения по специальностям "менеджмент туризма", "экономика", "социальная работа". Выпускники общеобразовательных школ обучаются на факультете "социально-культурный сервис и туризм" в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского" и Калужском филиале Российской международной академии туризма.

Здравоохранение и спорт

В настоящее время в Тарусском районе физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводится в 21 организации, где занимается 2,4 тыс. человек, что составляет 15% населения. Для занятий физической культурой в районе имеются 12 спортзалов, 16 спортивных площадок, стрелковый тир и лыжная база. Работу по развитию физической культуры проводят 11 преподавателей физкультуры в школах и 5 тренеров - преподавателей ДЮСШ. На физическую культуру и спорт ежегодно расходуется около 200 тысяч рублей.

Социальная защита

По состоянию на 01.01.2005 общее количество льготников составляет 3859 человек. На территории района проживает 4739 пенсионеров по возрасту, из них 155 инвалидов Великой Отечественной войны. В первом полугодии 2005 года 3756 человекам присвоено звание "Ветеран труда".
На территории Тарусского района проживает 292 бывших узника концлагерей. Численность реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, составляет 65 человек.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют 3 отделения социального обслуживания на дому Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Тарусский территориальный центр социального обслуживания инвалидов". На 01.07.2005 на дому обслуживалось 192 человека, из которых 103 проживают в сельской местности и 89 - в городе Тарусе.

Правопорядок

В прошедшем году на территории Тарусского района зарегистрировано 365 преступлений, раскрываемость составила 44,6%. Возросло количество преступлений с участием несовершеннолетних, их удельный вес в общем объеме совершенных преступлений составил 17,4%. Причиной создавшегося положения явилась слабая работа по проведению профилактических и организационных мероприятий.
Сложившаяся ситуация в районе также связана с тем, что штатная численность работников ОВД рассчитана на число жителей, постоянно проживающих на территории района, и не учитывается тот факт, что в летний период приезжает значительное число отдыхающих из других населенных пунктов. Общее число проживающих в районе увеличивается более чем в 5 раз - с 15,3 тыс. человек до 80 тыс. человек.
В борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, беспризорностью и безнадзорностью имеются проблемы, решение которых лежит вне сферы правового воздействия органов внутренних дел района. Прежде всего это отсутствие достаточного числа социально-реабилитационных центров и приютов для размещения несовершеннолетних в Тарусском районе. По этой причине две трети детей указанной категории возвращаются в семьи, даже заведомо неблагополучные.
Недостаточное финансирование не позволяет в полной мере решить вопросы полноценного материально-технического обеспечения органов внутренних дел района.

Инфраструктура

Важным фактором, сдерживающим развитие города Тарусы, было отсутствие необходимых мощностей по очистке сточных вод. С 2003 года за счет средств федерального, областного бюджетов и привлеченных средств ведется реконструкция очистных сооружений, в результате которой их мощность планируется увеличить до 7 тыс. куб. м в сутки. Это покроет потенциальные потребности г. Тарусы на ближайшую перспективу, позволит увеличить масштабы социального и промышленного строительства, придаст значительное ускорение социально-экономическому развитию города.
Энергетическое и газовое хозяйства г. Тарусы задействованы на 25% своей мощности. Уровень газификации района природным газом составляет 57%, что ниже среднего по Калужской области.
Дорожная сеть района представлена следующими дорогами:
- "Таруса - Серпухов" - санаторий "Березовая роща" - 35,1 км;
- "Таруса - санаторий "Березовая роща" - 6,8 км;
- "Калуга - Ферзиково - Таруса" - д. Парсуки - 18,38 км;
- "Калуга - Ферзиково - Таруса" - 76,8 км;
- "Таруса - Алекино" - 6,24 км;
- "Таруса - Лопатино - Барятино - Роща" - 33,71 км;
- "Волковское - Некрасово" - 6,94 км.
За последние четыре года за счет собственных средств района произведен капитальный ремонт дорог на ул. Горького, Шмидта и центральной части г. Тарусы. За счет средств областного бюджета построены дороги с асфальтовым покрытием "Таруса - Алекино" (6,24 км) и "Лопатино - Барятино" (6 км).
В связи с тем, что на территории района отсутствует железнодорожное сообщение, резко возрастает роль автомобильного сообщения, а следовательно, состояния и развития дорожной сети. Нуждается в ремонте трасса Калуга - Таруса - Серпухов, а также внутригородские дороги, находившиеся ранее на балансе СКБ КП ИКИ РАН и передаваемые в муниципальную собственность.
Структура существующей автобусной маршрутной сети Тарусского района представлена 6 маршрутами, в том числе 4 внутрирайонными, 1 внутриобластным и 1 межобластным. Маршрутная сеть района обслуживается 34 автобусами (31 автобус принадлежит ОАО "Автомобилист" и 3 микроавтобуса "Газель" находятся в собственности частных перевозчиков). Средний амортизационный износ автобусов составляет 68%. Городские и пригородные автобусные перевозки, выполняемые по муниципальному заказу с предоставлением льгот и по регулируемым тарифам, остаются убыточными и требуют государственной поддержки.
Финансирование муниципального заказа (компенсация убытков, обусловленных разницей между тарифами и себестоимостью) производится из бюджета муниципального образования "Тарусский район".
Тарусский район обладает развитой инфраструктурой современных телекоммуникаций. На его территории предоставляются различные виды услуг: почтовая и телеграфная связь, местная, междугородная и международная телефонная связь, сотовая связь, эфирная трансляция звуковых и телевизионных программ, трансляция телевизионных программ по сети спутникового и кабельного телевидения, аудиоконференцсвязь и др.
Район охвачен высокоскоростными цифровыми магистралями (волоконно-оптическими, радиорелейными). Телефонизация осуществляется с использованием цифровых АТС типа EWSD. Уровень телефонной плотности ГСТС на 100 жителей - 33,6 основных телефонных аппаратов (средняя телефонная плотность по Калужской области - 27,1).
Порядка 80% территории района охвачено сотовой радиотелефонной связью. На территории района указанную услугу предоставляют такие крупные операторы связи, как ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Вымпелком", ЗАО "Мобиком-Центр".

Анализ и оценка экологической обстановки

Сотрудниками Московского государственного педагогического университета проведены исследования и разработан Проект рационального использования территории Тарусского района. Лабораторией комплексных территориальных исследований создана ландшафтно-прикладная карта, которая показала, что территория вдоль рек Оки и Тарусы наиболее благоприятна для организации отдыха.
По заключениям ученых института общей физики Российской академии наук, город Таруса может претендовать на статус города с уникально хорошими экологическими условиями. Воздух в Тарусском районе отличается особой чистотой. Это объясняется отсутствием загрязняющих факторов, т.е. экологически вредных организаций. Роза ветров с преобладанием западных чрезвычайно благоприятна и позволяет избегать московских и тульских смоговых линз. Тарусский район не затронула катастрофа на Чернобыльской АЭС, и на территории района нет очагов радиоактивного загрязнения. Остановка производств химической промышленности в Тульской области привела к очищению воды в Оке, и ее можно считать экологически благополучной.
Территория района на 42% покрыта лесами, богата выходами древних (каменноугольного периода) подземных вод хорошего питьевого качества, располагает огромным запасом минеральных вод. В районе санатория "Березовая роща" разработана скважина с хлоридо-сульфатной, магниево-кальциево-натриевой водой, которая показана для лечения болезней органов пищеварения, обмена веществ, мочевыводящих путей. На территории дома отдыха "Таруса" подходит к поверхности земли вода для лечения сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Уникальные "золотые" пляжи, пойменные луга, чистые пруды, невообразимые по своей красоте приокские дали - все это и составляет уникальный, расположенный в самом центре России природно-территориальный комплекс.

Анализ и оценка величины и эффективности использования
местного социально-экономического потенциала

Проведенный анализ показал, что Тарусский район обладает значительным потенциалом для устойчивого развития. Относительная близость к экономическим центрам России, благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, значительный туристический, рекреационный потенциал - эти и другие конкурентные преимущества района создают позитивные предпосылки для устойчивого развития.
Историко-культурный потенциал Тарусского района обуславливает необходимость его сохранения, поддержания и развития, что, в свою очередь, требует привлечения финансовых средств в достаточном объеме. Наличие объектов религиозного культа (православных храмов) может сопровождаться организацией новых туристических и паломнических маршрутов на территории района. Кроме того, наличие объектов археологии, истории, архитектуры позволяет организовать на их базе водные туристические маршруты, однако в этом направлении работа практически не проводится.
Действующая структура управления районом нацелена на решение текущих вопросов и не ориентирована на внедрение принципов стратегического планирования. Несмотря на неоднократные попытки разработки комплексного плана (программы) социально-экономического развития района, он так и не был подготовлен. Серьезной недоработкой органов местного самоуправления стоит считать отсутствие официального сайта как города Тарусы, так и района, что недопустимо при позиционировании территории в качестве места отдыха, оздоровления и туризма.
Также недостаточно высок и уровень бюджетного планирования. Органам местного самоуправления необходимо принять меры по сокращению дефицита бюджета, возникающего на протяжении ряда последних лет.
В Тарусском районе проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения на основе электронных карт масштаба 1:10000, ведется согласование материалов с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калужской области, что позволит с 2006 года увеличить доходную часть бюджета за счет повышения собираемости земельного налога.
Следует отметить значительную работу, проводимую органами местного самоуправления в последние годы по привлечению средств инвесторов (государства и частных лиц) на развитие инженерной и туристской инфраструктуры.

Состояние системы управления

В развитие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - № 131-ФЗ) на территории Калужской области образованы 319 муниципальных образований, в соответствии с Законом Калужской области от 01.11.2004 № 369-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц "Думиничский район", "Кировский район", "Медынский район", "Перемышльский район", "Сухиничский район", "Тарусский район", "Юхновский район", и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, муниципального района" на территории Тарусского района образовано 12 муниципальных образований, в том числе один муниципальный район, одно городское поселение и 10 сельских поселений.
Исходя из основных положений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные образования в зависимости от их типов (городской округ, муниципальный район, сельское поселение, городское поселение) наделены отдельными государственными полномочиями, обеспеченными полностью или частично собственными доходами местных бюджетов.
Тем не менее в независимости от типов муниципальных образований на местном уровне должна проводиться рациональная и ответственная налогово-бюджетная политика. Органы местного самоуправления Тарусского района должны обеспечить развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и уменьшение встречных финансовых потоков.

Интегральная оценка исходной социально-экономической
ситуации и предпосылок развития Тарусского района

К сильным сторонам Тарусского района можно отнести:
- привлекательную природную среду: наличие пойменных лугов, чистых прудов, отсутствие загрязняющих природную среду факторов, большие запасы минеральных вод;
- историко-культурную значимость города Тарусы, связанную с именами русских поэтов, писателей, художников, важнейшими событиями российской истории;
- сформировавшееся представление о г. Тарусе как об одном из красивейших и экологически чистых мест, что является потенциалом для развития лечебного и оздоровительного въездного туризма;
- богатые природные ресурсы, месторождения кирпичных суглинков, керамзитовых глин, строительных песков и строительных известняков (возможность развития строительной индустрии и промышленности нерудных материалов);
- наличие запаса энерго-, водо-, тепло-, газомощностей;
- значительная лесистость территории (46%) (возможность развития деревообрабатывающего производства);
- близость района к мегаполису - городу Москве (источник инвестиций);
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
- наличие профессиональных учебных заведений (возможность проведения подготовки кадров, востребованных на рынке труда);
- низкая социальная конфликтность населения;
- положительное миграционное сальдо, свидетельствующее о привлекательности территории района как места для проживания;
- наличие участков, привлекательных для инвестиций как в районном центре, так и в пригороде и обеспеченных инженерной инфраструктурой;
- закончена инвентаризация земель, в том числе сельскохозяйственного назначения;
- высокий уровень розничного товарооборота за счет большого транзитного потока москвичей-дачников.
К слабым сторонам Тарусского района можно отнести:
- удаленность от железнодорожных и крупных автомагистралей;
- большая доля ветхого и аварийного жилья;
- ненормативное состояние подъездных и внутригородских дорог;
- дифференциация доходов населения;
- дифференциация населения по обеспеченности жильем и важнейшими удобствами;
- неразвитая пищевая промышленность;
- дефицит жилых помещений;
- плохое техническое состояние зданий, особенно муниципальных;
- неэффективная система отопления;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, социального обеспечения, детских яслей и садов, общеобразовательных школ, школ искусства и культуры, спорта и досуга;
- близость к г. Москве влияет на увеличение цен на товары, что негативно сказывается на уровне покупательной способности постоянно проживающего населения района;
- отсутствие организованной системы оптовой торговли;
- слабое взаимодействие с региональными и международными структурами, участвующими в формировании инвестопроводящей системы;
- отсутствие экскурсионного бюро и официального интернет-сайта.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Стратегические цели социально-экономического развития

Соотнесение выявленных сильных сторон и возможностей позволяет определить основные критерии развития Тарусского района, которые и должны определить приоритетность и направления дальнейших действий в рамках разработки стратегии развития района.
Стратегия должна ориентироваться на развитие внутренних сильных сторон, устранение слабых, использование внешних возможностей и нейтрализацию внешних ограничений.
Стратегической целью социально-экономического развития Тарусского района является обеспечение достойного качества жизни населения, сохранение социальной стабильности; обеспечение устойчивого экономического развития на базе имеющегося культурного, рекреационного потенциалов за счет привлечения инвестиций; развитие экологически чистых производств при сохранении имеющейся рекреации.

2.2. Стратегический выбор Тарусского района

Использование потенциала Тарусского района как центра культурного развития, духовного, нравственного воспитания и общероссийской творческой мастерской при сохранении и развитии уникального природного и культурного наследия Тарусской земли, создание на территории района развитой индустрии оздоровления, отдыха, туризма, соответствующей международным требованиям, экологически чистых производств при одновременном обеспечении условий для формирования стабильной экономической базы, способной пополнить собственные доходы местных бюджетов, что, в свою очередь, обеспечит повышение уровня жизни населения Тарусского района.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Социальная политика

Политика развития сферы культуры

Уникальность Тарусского района, имеющего свои исторические корни, культурное прошлое и собственные пути развития, в значительной степени зависит от согласованности и взаимодействия всех ветвей власти. Особое влияние на развитие культуры могут оказать частные инвесторы, общественные организации, творческие союзы, благотворительные фонды. Концепция предусматривает целесообразность установления партнерских отношений органов управления культуры с любыми заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Для сохранения культуры и развития духовной жизни необходимо проведение следующих мероприятий:
- создание общественного фонда культурно-исторического развития г. Тарусы;
- возрождение объектов религиозного культа (православных храмов) как ресурса в организации новых туристских паломнических маршрутов - завершение строительства православного храма первоверховноапостольных святых Петра и Павла; часовни святой Ксении Тверской, дочери князя Юрия Михайловича Тарусского;
- сохранение и благоустройство мест захоронений деятелей науки и культуры;
- проведение в Тарусе фестивалей имени С.Т. Рихтера, постановка на государственную охрану мест, связанных с его именем, создание в г. Тарусе филиала культурного центра Святослава Рихтера;
- дальнейшее развитие музея М.И.Цветаевой - создание мемориального музея-усадьбы семьи Цветаевых;
- проведение археологических исследований как источника дополнительных сведений не только о г. Тарусе, но и всей Калужской области с использованием этого ресурса для организации туристских маршрутов;
- проведение ежегодных пленэров художников России "Мусатовская осень" под патронажем Губернатора Калужской области; издание каталога итоговой выставки; создание специального фонда картин, передаваемых участниками пленэра в запасники Тарусской картинной галереи с целью дальнейшего их экспонирования как цельного собрания (коллекции);
- взаимодействие с общественными фондами и частными лицами по созданию мемориала, посвященного выдающимся жителям Тарусского района;
- взаимодействие с общественными фондами и частными лицами по созданию памятников М.И.Цветаевой (у дома Тье и на берегу р. Оки с благоустройством береговой части), Герою России М.Г.Ефремову (на берегу р. Оки с устройством площадки и строительством амфитеатра на береговой части парка), князю Тарусскому (в центре г. Тарусы с благоустройством центральной площади), К.Г.Паустовскому (с благоустройством территории, примыкающей к даче, где жил писатель);
- развитие краеведческого музея с созданием полнопрофильного краеведческого музея (расширение площадей и открытие отделов природы и современной истории Тарусского края);
- укрепление системы безопасности картинной галереи в г. Тарусе, проведение реставрации художественных памятников, формирование электронных ресурсов галереи; осуществление взаимодействия с Калужской епархией Русской Православной Церкви по переносу картинной галереи в новое специально оборудованное здание;
- проведение ремонтно-реставрационных работ памятников истории и архитектуры города Тарусы;
- музеефикация уникального памятника природы "Сад Н.П.Ракицкого";
- проведение регулярных концертов и спектаклей солистов и лучших творческих коллективов российского и международного уровней из сокровищницы русской и зарубежной классики;
- проведение мастер-классов участниками концертов, педагогами Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и МГУ им. М.В.Ломоносова для участников музыкальных школ Тарусского района и Калужской области;
- создание на базе центральной районной библиотеки литературно-музыкального центра Тарусского района, представляющего литературные новинки провинции, творческую деятельность известных писателей, поэтов, музыкантов, художников;
- реконструкция детской библиотеки им. Н.В.Богданова и создание библиотечного информационно-культурного центра для детей и молодежи;
- поддержание и развитие материально-технической базы сельских библиотек, детской музыкальной и художественной школ, школы дома творчества юных;
- издание краеведческой литературы и путеводителей по Тарусской земле.

Политика в области благоустройства,
рекреации и туризма

В целях создания благоприятной жизненной среды для населения, обеспечения комплексного социально-экономического развития района, улучшения внешнего облика населенных пунктов необходимо:
- разработать мероприятия по озеленению населенных пунктов;
- создать и развивать зоны отдыха.
Для формирования в Тарусском районе конкурентоспособной туристской отрасли и рационального использования природного и культурно-исторического наследия предполагается:
- разработка комплексного плана по созданию условий развития туризма в Тарусском районе, рациональному использованию и сохранению природных и исторических богатств, памятников архитектуры;
- создание и развитие инфраструктуры туристских деревень, в том числе: дорожной инфраструктуры, гостевых домов, сельскохозяйственных парков, мест проведения досуга, магазинов, кафе, ресторанов, сувенирных лавок и т.д. Эти мероприятия будут способствовать развитию сельского туризма, созданию новых рабочих мест, сохранению сельского пейзажа, созданию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;
- создание сети размещения туристов;
- развитие инфраструктуры приема туристов за счет санаторно-курортных учреждений, традиционных гостиниц и других форм размещения: отелей, мотелей, малых частных гостиниц, туристских деревень. Существующая сеть размещения туристов нуждается в расширении и в существенной модернизации, доведении до современных стандартов;
- включение Тарусского района в комплексные туристические маршруты, охватывающие культурно-исторические центры Калужской области и сопредельных регионов;
- создание собственного экскурсионного бюро;
- реконструкция автодорог и развитие инфраструктуры автомобильного туризма (стоянки для отдыха, кемпинги, заправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания, туалеты, магазины);
- содействие созданию сети организаций по производству товаров для туристской индустрии;
- разработка и возрождение речных экскурсионных и туристских маршрутов;
- возрождение усадебных комплексов в селах Игнатовское, Сивцево, Истомино и Барятино с дальнейшим использованием в туристских целях выявленных объектов культурного наследия;
- строительство городской набережной и реконструкция парка;
- строительство культурно-развлекательного комплекса "Тарусская сказка".
Для формирования благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры района, предполагается:
- формирование и издание каталога инвестиционного потенциала объектов туриндустрии в Тарусском районе;
- создание пакета информационных и рекламных материалов о туристских возможностях Тарусского района;
- разработка и реализация рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание циклов теле- и радиопрограмм, проведение рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;
- разработка органами местного самоуправления официального интернет-сайта с представлением потенциала, в том числе туристского;
- активизация взаимодействия с туроператорами по продвижению туристского потенциала района.

Политика в сфере образования

Для развития системы образования района необходимо решить вопросы:
- проведения реконструкции бывшего дошкольного образовательного учреждения в г. Тарусе в связи с нехваткой мест в детских садах;
- строительства новой школы в с. Барятино в связи с неудовлетворительным состоянием здания существующей школы.
В соответствии с перспективными направлениями социально-экономического развития района необходимо расширение спектра специальностей, по которым следует осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку специалистов.
Для достижения данной цели необходимо создать многопрофильный лицей (в перспективе - колледж, осуществляющий двухуровневую профессиональную подготовку), который обеспечит подготовку специалистов для промышленности, сельскохозяйственного производства, строительства и народных промыслов. Создание такого учебного заведения целесообразно осуществить на базе профессионального лицея № 34.

Политика охраны здоровья населения,
развития физической культуры и спорта

Целостность и единство системы здравоохранения, доступность медицинской помощи обеспечиваются совершенствованием управления отраслью как со стороны Правительства Калужской области, так и органов местного самоуправления.
Концепция предусматривает перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, направленной на:
- совершенствование кадровой политики (в том числе закрепление кадров путем предоставления жилья специалистам-медикам, направления по специальному заказу студентов на обучение в высшие учебные заведения здравоохранения);
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений первичной медицинской помощи (в том числе: приобретение санитарных автомобилей для врачебных амбулаторий; организация подстанции скорой помощи в с. Волковское; оснащение медицинским оборудованием Вознесенской врачебной амбулатории; оснащение медицинским оборудованием 6 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) района);
- укрепление материально-технической базы Тарусской центральной районной больницы (ЦРБ) (в том числе проведение ремонта; приобретение медицинского оборудования).
Сохранение здоровья населения невозможно без формирования потребности в здоровом образе жизни, в том числе в занятиях физической культурой. Реализация комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, в свою очередь, поможет в решении вопросов отвлечения детей и подростков от негативных проявлений в быту (курения, употребления алкоголя, хулиганства, наркомании), формирования здорового образа жизни и укрепления социального микроклимата в семье, в производственных и учебных коллективах, укрепления здоровья и работоспособности тружеников и учащейся молодежи.
Основные направления развития физической культуры и спорта в Тарусском районе:
1. Содержание и развитие материально-спортивной базы, в том числе:
- активизация работы по привлечению в Тарусский район инвестиций для строительства новых спортивных объектов;
- реконструкция, текущий ремонт, благоустройство, обеспечение безопасности спортивных сооружений;
- оборудование хоккейной коробки с освещением на территории средней школы № 2, капитальный ремонт 50-метрового стрелкового тира на территории средней школы № 1;
- оборудование лыжной трассы, строительство лыжной базы с установкой подъемника для горнолыжной трассы на территории бывшего дома отдыха им. Куйбышева. Создание туристско-оздоровительного центра;
- реконструкция культурно-спортивного центра (Дом культуры, стадион и спортивные площадки в с. Лопатино);
- строительство новой школы, реконструкция имеющегося спортивного зала и оборудование спортивных площадок в с. Барятино;
- строительство комплексной спортивной площадки при средней школе в с. Вознесенье, оснащение инвентарем и оборудованием спортзала;
- оборудование горнолыжной трассы и оснащение оборудованием установленного подъемника в с. Трубецкое.
2. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе:
- проведение "Недель здоровья" в организациях, учебных и дошкольных учреждениях;
- организация и проведение массовых соревнований по видам спорта в организациях, в учебных заведениях, в сельских населенных пунктах;
- проведение районных зимних и летних спартакиад, спортивных турниров и праздников, посвященных знаменательным датам, сельских игр;
- открытие спортивных секций по наиболее доступным видам спорта (волейболу, футболу, настольному теннису, гиревому спорту, шахматам, шашкам) в ряде населенных пунктов;
- проведение туристских слетов, а также туристических походов по местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся жителей города Тарусы.
3. Кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности, в том числе:
- введение штатных должностей работников физической культуры и спорта в местных администрациях;
- проведение семинаров по подготовке общественного физкультурного актива и повышение квалификации штатных специалистов физической культуры;
- решение вопросов материальной поддержки и предоставления социальных льгот физкультурным работникам на селе.

Политика в сфере социальной защиты населения

Основными направлениями социальной защиты населения являются:
- осуществление мероприятий по социальной защите престарелых и нетрудоспособных граждан;
- обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты пособий, компенсаций, установленных законодательством;
- проведение (совместно с организацией инвалидов) мероприятий по трудоустройству данной категории граждан; проведение мероприятий по организации профессионального обучения и переобучения инвалидов;
- организация работы по охране труда;
- разъяснение законодательства в области социальной защиты;
- предоставление адресных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
- организация работы с неблагополучными семьями, формирование базы данных по безнадзорным детям и подросткам;
- реализация мер по адресной социальной поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- проведение благотворительных акций, посвященных Международному дню защиты детей, Дню семьи, Дню матери;
- создание учреждения социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения;
- поддержка одаренных детей и детских творческих коллективов, организация творческих, экскурсионных поездок детей из социально-реабилитационных центров Калужской области по местам культурного наследия Тарусского района;
- проведение совместной работы с органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних по стабилизации ситуации в неблагополучных семьях;
- организация летнего отдыха и оздоровления детей;
- организация санаторно-курортного лечения определенных категорий граждан.

Политика охраны общественного порядка

В целях создания действенной системы защиты населения, соблюдения прав и интересов граждан, оздоровления криминальной обстановки необходимо:
- создание в ОВД Тарусского района подразделения конной милиции патрульно-постовой службы для обеспечения более эффективной охраны общественного порядка в зонах отдыха людей, а также в местах расположения садоводческих объединений граждан;
- создание передвижных пунктов милиции;
- воссоздание на территории района штабов добровольных народных дружин;
- разработка механизма контроля со стороны органов местного самоуправления и правоохранительных органов за организацией торговли на специально отведенных территориях;
- рассмотрение целесообразности создания центра социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также лиц, отбывавших наказание в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при участии Русской Православной Церкви;
- включение в учебные программы образовательных заведений района лекционных семинаров по проблемам подростковой преступности;
- создание на территории района дополнительных центров, кружков и секций для привлечения подростков к занятиям спортом, физической культурой, народными промыслами, музыкой, изобразительным искусством и т.д. в свободное от учебы время;
- укрепление кадрового состава правоохранительных органов, повышение социальной защищенности сотрудников, в том числе за счет финансирования строительства для них жилья.

Политика развития социально-бытовой сферы

Развитие трех основных сегментов областного рынка товаров и услуг - розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания будет способствовать эффективному удовлетворению потребительского спроса населения.
Политика по развитию этой сферы должна основываться на решении следующих задач:
в розничной торговле:
- более интенсивное становление розничных торговых сетей и внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания (мерчендайзинг, дисконтные программы, самообслуживание, внедрение безналичных расчетов в розничной сети посредством платежных банковских карт);
- более эффективное территориальное размещение организаций розничной торговли, обеспечивающее оптимальное удовлетворение потребительского спроса. Органам местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки муниципальных образований в составе общественно-деловых зон следует предусматривать размещение объектов торговли, общественного питания согласно нормативам обеспеченности населения торговой площадью и развития сети организаций общественного питания;
- недопущение реализации некачественной и контрафактной продукции, особенно через рынки и другие виды внемагазинной торговли. Эта ситуация обусловлена сложностью контроля за внемагазинными формами торговли. Необходима политика, направленная на сокращение ассортимента товаров, реализуемых через внемагазинную торговлю, и упорядочение территориального размещения рынков;
в общественном питании:
- развитие многообразия типов действующих организаций общественного питания;
- увеличение сети организаций общественного питания;
- эффективное территориальное размещение организаций общественного питания;
в сфере бытового обслуживания населения:
- развитие системы подготовки кадров для организаций бытового обслуживания;
- обеспечение территориальной доступности бытовых услуг для жителей и гостей Тарусского района.

Политика в сфере жилищно-коммунального обслуживания

Содействие созданию и деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и частных управляющих компаний в сфере управления жилищным фондом включает в себя:
- назначение представителей органов местного самоуправления, курирующих вопросы создания и деятельности ТСЖ и ответственных за оказание практической помощи ТСЖ;
- разработку и принятие нормативных правовых актов по определению границ придомовой территории, а также обеспечение регистрации и передачи земельных участков в общедолевую собственность ТСЖ;
- рассмотрение вопроса об освобождении ТСЖ от уплаты местных налогов с целевым использованием высвободившихся средств на содержание жилищного фонда;
- содействие заключению прямых договоров между коммунальными организациями и жильцами - членами ТСЖ;
- оказание правовой поддержки ТСЖ в вопросах взыскания задолженности с неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги;
- рассмотрение возможности предоставления товариществам собственников жилья бюджетных средств на капитальный ремонт жилых домов.

Политика транспортного обеспечения населения

Целями в области развития пассажирского автомобильного транспорта являются:
- повышение эффективности и безопасности системы пассажирского автомобильного транспорта района;
- обеспечение потребности населения района в транспортных услугах.
Достижению указанных целей будет способствовать реализация следующих мероприятий:
- открытие новых автобусных маршрутов (Таруса - Роща - Чаусово; Таруса - Вознесенье - Парсуково; Таруса - Волковское - Некрасово);
- ремонт и нормативное содержание дорог на действующих автобусных маршрутах, в том числе внутригородских, а также автомобильных дорог общего пользования;
- завершение работ по организации автоматизированной системы продажи билетов путем оснащения автобусов, работающих по муниципальному заказу, терминалами сбора и обработки информации о пассажирах, производивших посадку на остановочных пунктах в пути следования.

3.2. Экономическая политика

Структурная политика

Основные задачи:
- рост конкурентоспособности организаций Тарусского района;
- создание на территории района новых и развитие имеющихся производств;
- создание новых рабочих мест;
- стимулирование экономического роста путем совершенствования инфраструктуры района.
Основными направлениями развития промышленного производства должны стать:
- создание небольших высокоэффективных и экологически чистых организаций;
- создание производств, использующих местные минерально-сырьевые ресурсы, в частности глины и песчано-гравийные смеси, при обязательном соблюдении условий и требований ландшафтного проектирования.
Основными направлениями развития сельскохозяйственного производства должны стать:
- внедрение новых технологий в земледелии, растениеводстве и животноводстве;
- повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;
- создание условий для реализации сельскохозяйственной продукции;
- подготовка высококвалифицированных кадров руководителей и специалистов для сферы сельскохозяйственного производства.
Основными направлениями кадровой политики должны стать:
- подготовка высококвалифицированных кадров руководителей и специалистов для органов местного самоуправления и организаций;
- совершенствование работы с кадровым резервом органов местного самоуправления и организаций.

Инвестиционная политика

Сферами наиболее эффективных направлений инвестиций являются:
- развитие рекреации (длительный и кратковременный отдых на берегу р. Оки), а также туристско-экскурсионной деятельности (район г. Тарусы и старинных дворянских усадеб в селах Игнатовское, Сивцево, Истомино, Барятино и др.);
- развитие различных подотраслей пищевой промышленности с ориентацией на рынки сбыта Калуги, Москвы, Тулы и других крупных городов;
- развитие производства строительных материалов на базе разведанных месторождений кирпичных суглинков, керамзитовых глин, строительных песков и строительных известняков;
- деревообработка, производство строительных конструкций и деталей из древесины, в т.ч. на базе лесозаготовок, ведущихся на территории района.

Политика в сфере недропользования

Основными направлениями политики в сфере недропользования являются:
- эффективное использование существующей минерально-сырьевой базы района;
- определение перспективной потребности района в минеральном сырье и подземных водах;
- развитие минерально-сырьевых ресурсов путем проведения комплекса геологоразведочных работ, направленных на выявление новых месторождений строительных материалов, пресных подземных вод для водоснабжения населения и минеральных подземных вод для промышленного розлива и санаторно-курортного лечения;
- определение первоочередных объектов, предоставляемых в пользование с целью разведки месторождений и добычи полезных ископаемых;
- предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения и обеспечения их соответствия санитарно-гигиеническим нормам;
- оптимизация и развитие системы мониторинга геологической среды (недр).

Политика поддержки предпринимательства

В сфере развития малого бизнеса основными направлениями являются:
- создание условий для развития малого предпринимательства в районе;
- развитие муниципальных и негосударственных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
- создание условий для приоритетного развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, туризма и агропромышленного комплекса;
- повышение уровня информированности предпринимателей, взаимодействие с общественными организациями и объединениями предпринимателей.

Финансовая политика

Основными направлениями финансовой политики являются:
в области доходов:
- разработка мероприятий, стимулирующих рост налогооблагаемой базы по налогам, являющимся основными источниками собственных доходов местного бюджета;
- наращивание налогового потенциала территории района и повышение бюджетной результативности;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности;
- снижение уровня дотационности местного бюджета;
в области расходов:
- максимально эффективное и рациональное расходование бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
- применение в бюджетном планировании методов, ориентированных на конечные результаты и определение эффективности направления средств местного бюджета уже на стадии его формирования;
- обеспечение укрепления финансового контроля за целевым использованием средств бюджета;
- принятие мер по сокращению бюджетного дефицита до уровня, не превышающего 10% объема доходов местного бюджета, без учета финансовой помощи из федерального и областного бюджетов.

Политика международного сотрудничества

Наиболее эффективным направлением международного сотрудничества Тарусского района может стать развитие въездного туризма и курортного отдыха. Интерес для туристов представляет типично русская природа и уникальные личности, жизнь и творчество которых связаны с Тарусским краем.
Развитие сетей малых туристских гостиниц, кемпингов, туристских и этнографических деревень будет способствовать развитию международного сотрудничества Тарусского района.
Организация агротуризма поможет не только привлечь в г. Тарусу еще большее количество иностранных туристов, но и сохранить окружающую среду и поддержать сельскохозяйственные организации. Агротуризм основывается на приобщении туристов к традиционному крестьянскому образу жизни, участию в сельскохозяйственных работах и занятиях народными промыслами, знакомит с местной кухней и живописными окрестностями.

3.3. Пространственная (градостроительная) политика

В связи с тем, что г. Таруса был включен в перечень исторических городов России, необходимо выполнить проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры города.
При строительстве новых объектов необходимо использование архитектурных решений, не нарушающих исторический облик г. Тарусы.
В целях улучшения уровня градостроительства и внешнего облика зданий населенных пунктов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Выполнить разработку документов территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории Тарусского района, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом особое внимание следует уделить вопросам:
- определения охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры;
- освоения недр и проведения природоохранных мероприятий по отработанным карьерам;
- разработки новых границ поселений в целях создания предпосылок для дальнейшего комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
- размещения новых экологически безопасных организаций.
2. Выполнить корректировку Генерального плана г. Тарусы и других населенных пунктов района, обратив внимание на вопросы:
- выполнения проекта охранных зон и зон регулирования застройки в связи с тем, что г. Таруса входит в перечень исторических городов России;
- разработки рабочего проекта благоустройства исторической части г. Тарусы с учетом полного комплекса благоустройства и восстановления архитектуры зданий;
- разработки проекта реконструкции других исторических и памятных мест г. Тарусы;
- определения новой городской черты поселения г. Тарусы.

3.4. Экологическая политика

Основные положения экологической политики:
1. Обеспечение реализации устойчивого развития в соответствии с экологически ориентированной стратегией социально-экономического развития района на основе:
- планирования экономических и социальных преобразований с использованием долгосрочных программ и прогнозов;
- административного регулирования охраны окружающей среды и природных ресурсов;
- приоритета вопросов охраны окружающей среды при принятии управленческих решений;
- участия общественности в выработке и реализации экологической политики.
2. Введение, постоянное совершенствование системы управления охраной окружающей среды и достижение международного уровня в эффективности ее функционирования.
3. Проведение работ, направленных на снижение уровня загрязнения окружающей среды путем совершенствования методов управления, принятия экологически ориентированных управленческих решений, а также разработки и выполнения мероприятий по снижению и предотвращению загрязнения окружающей среды.
4. Стимулирование экономии энергоресурсов, поддержка производств по переработке отходов производства и потребления, использованию их в качестве вторичных материальных ресурсов, содействие внедрению инновационных технологий, ориентирование экономики района на рациональное природопользование, развитие экологического туризма и отказ от размещения на территории района экологически опасных производств.
5. Экономическое стимулирование и поддержка развития экологически безопасных производств.
6. Формирование у жителей района высокой экологической культуры на основе создания эффективной системы экологического просвещения и образования.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНЦЕПЦИЕЙ

Мероприятия, предусмотренные Концепцией перспективного развития культурно-исторического и экономического потенциала Тарусского района, будут реализованы с использованием программно-целевых методов государственного регулирования территориального развития, результатом чего должны стать экономический рост и повышение на этой основе качества жизни населения Тарусского района и Калужской области в целом.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru