ЗАКОН Калужской области № 209-ОЗ от 10.06.2003
(ред. от 04.10.2004)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2004-2006 ГОДЫ)"
(ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ № 640 ОТ 29.05.2003)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Весть", № 153, 17.06.2003.
Изменения, внесенные Законом Калужской области № 352-ОЗ от 04.10.2004, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(2004-2006 ГОДЫ)"
Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 29 мая 2003 г. № 640
(в ред. Законов Калужской области
от 28.06.2004 № 323-ОЗ, от 04.10.2004 № 352-ОЗ)
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование мероприятий данной Программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г. Калуга
10 июня 2003 г.
№ 209-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 10 июня 2003 г. № 209-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2004-2006 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2004-2006 ГОДЫ)"
Наименование Программы: Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)".
Государственный заказчик Программы:
министерство здравоохранения и социального развития Калужской области.
(пункт в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Разработчики Программы:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области;
министерство здравоохранения и социального развития Калужской области;
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
министерство образования, культуры и спорта Калужской области;
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
управление внутренних дел Калужской области.
Дата принятия решения о разработке Программы:
распоряжение Губернатора Калужской области от 30 октября 2002 года № 397-р.
Цели Программы:
укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области;
создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
укрепление института семьи.
Основные задачи Программы:
создание банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;
осуществление мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
повышение уровня профессиональной подготовки работников учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
информирование населения в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием средств массовой информации.
Важнейшие показатели:
Реализация Программы позволит снизить остроту проблемы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, повысить эффективность межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
Расширится сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, укрепится их материальная база, увеличится объем и повысится качество социальных услуг несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Повысится уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу.
Сроки реализации:
Программа реализуется в 2004-2006 годы.
Перечень основных мероприятий:
Программа сформирована с учетом необходимости решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и состоит из трех разделов.
1. Меры по повышению эффективности работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данный раздел Программы предполагает осуществление предупредительных мер и мер общепрофилактического характера, содействие развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. Предусмотрено создание системы медико-социального сопровождения беременных женщин, нуждающихся в поддержке государства, создание консультативных служб подготовки молодежи к созданию семьи, материнству, отцовству; оказание помощи родителям, имеющим алкогольную зависимость, оказание адресной материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Развитие учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мероприятия раздела предполагают дальнейшее развитие и совершенствование сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их оснащение необходимым оборудованием с целью создания необходимых условий для проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних. Предусмотрено также создание новых методик и технологий работы с семьей.
3. Научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение.
В мероприятиях раздела планируется расширение деятельности по реализации организационно-методического и системного подхода к проблеме подготовки специалистов, работающих в органах и учреждениях системы профилактики, а также активизация информационно-просветительской работы, раскрывающей ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности.
Исполнители основных мероприятий:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области;
министерство здравоохранения и социального развития Калужской области;
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
министерство образования, культуры и спорта Калужской области;
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области;
управление внутренних дел Калужской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований области;
Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского.
Объемы и источники финансирования Программы:
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства бюджетов муниципальных образований Калужской области (по согласованию), средства федерального бюджета (в установленном законом порядке) и другие не запрещенные законом средства.
---------------------------T-------------------------------¬
¦ ¦ Сумма средств, тысяч рублей ¦
¦ +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦ Всего ¦
+--------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Федеральный бюджет <*> ¦ 5870,0¦ 5870,0¦ 5870,0¦17610,0¦
+--------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Областной бюджет ¦13941,3¦19026,3¦12376,3¦45343,9¦
+--------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Муниципальный бюджет <**> ¦ 6100,0¦ 5600,0¦ 6100,0¦17800,0¦
L--------------------------+-------+-------+-------+--------
-------------------------------
<*> Предполагается, что объемы финансовых средств федерального бюджета, выделенных Калужской области до 2006 года на реализацию Программы, будут ежегодно уточняться после принятия Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
<**> Суммы средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются на основании соглашений о намерениях.
В таблице указаны средства муниципальных образований "Город Калуга", "Барятинский район", "Износковский район", "Кировский район", "Людиновский район", "Мосальский район", "Сухиничский район", "Тарусский район", "Хвастовичский район" на выполнение мероприятий раздела II п. 3 "Целевая поддержка в ресурсном обеспечении вновь создающихся муниципальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Ожидаемые конечные результаты Программы:
снижение численности беспризорных и безнадзорных детей;
сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений помощи детям и семьям;
укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
увеличение количества получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.
Система организации контроля за исполнением Программы:
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Калужской области, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области в соответствии с Порядком рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденных постановлением Губернатора Калужской области от 19.08.1999 № 356.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
ВВЕДЕНИЕ
Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с подпрограммой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 732.
Программа предусматривает формирование комплексной системы поддержки детей и семей, включающей в себя профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Последовательное осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно привести к снижению численности беспризорных и безнадзорных детей, сокращению числа правонарушений несовершеннолетних.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, социального сиротства, распространение в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.
Одной из причин детской безнадзорности и беспризорности является семейное неблагополучие. Возрастает число родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Мерам административного воздействия за невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2002 году подвергнуты 2050 родителей, в суды направлено 146 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав.
По состоянию на 1 января 2003 года в органы внутренних дел области за совершение правонарушений и преступлений доставлен 4451 несовершеннолетний, за безнадзорность (самовольный уход из дома, бродяжничество и попрошайничество) - 1666 несовершеннолетних. Состоят на учете в органах внутренних дел - 1777.
Актуальной является проблема алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних.
Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.
В Калужской области в органах социальной защиты населения состоят на учете 5606 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 10947 несовершеннолетних.
На 1 января 2003 года в 20 муниципальных образованиях Калужской области создано 22 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, всего в них открыто 180 мест для безнадзорных детей.
Требуют незамедлительного решения проблемы насилия в семье, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Проблеме профилактики детской безнадзорности и правонарушений в 2002 году уделялось особое внимание. Принятые в Калужской области меры активизировали работу всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, уменьшилось в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 24,2%.
Вместе с тем проводимая в области работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не обеспечивает в полной мере достаточный уровень эффективности профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Решение проблем возможно программно-целевым способом путем разработки конкретных мероприятий, а также эффективного взаимодействия и объединения усилий всех заинтересованных органов и организаций.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями и задачами Программы являются:
- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- укрепление института семьи;
- осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности;
- дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
- повышение уровня профессиональной подготовки работников учреждений системы профилактики;
- создание банка данных с целью учета беспризорных и безнадзорных детей;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе;
- информирование населения в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием всех средств массовой информации.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в 2004-2006 годах.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И СУММА НЕОБХОДИМЫХ СРЕДСТВ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, местных бюджетов муниципальных образований Калужской области, федерального бюджета, другие средства, не запрещенные законодательством.
<*> Предполагается, что объемы финансовых средств федерального бюджета, выделенных Калужской области до 2006 года на реализацию Программы, будут ежегодно уточняться после принятия Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
<**> Суммы средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются на основании соглашений о намерениях.
В таблице указаны средства муниципальных образований "Город Калуга", "Барятинский район", "Износковский район", "Кировский район", "Людиновский район", "Мосальский район", "Сухиничский район", "Тарусский район", "Хвастовичский район" на выполнение мероприятий раздела II п. 3 "Целевая поддержка в ресурсном обеспечении вновь создающихся муниципальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Выполнение мероприятий Программы организуется основными исполнителями с привлечением всех заинтересованных организаций и физических лиц.
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Калужской области, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Финансовые средства из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы выделяются государственному заказчику - министерству здравоохранения и социального развития Калужской области.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
В реализации Программы участвуют органы исполнительной власти области, реализующие полномочия в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, учреждения социального обслуживания семьи и детей, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области с учетом выделяемых на реализацию средств ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Калужской области, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области ежегодно направляет в министерство финансов Калужской области и министерство экономического развития Калужской области отчеты об исполнении мероприятий Программы и информацию об эффективности использования бюджетных средств.
(в ред. Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- снизить численность беспризорных и безнадзорных детей;
- сократить число правонарушений несовершеннолетних;
- расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений помощи детям и семьям;
- укрепить материально-техническую базу учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- увеличить количество получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.
МЕРОПРИЯТИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(2004-2006 ГОДЫ)"
<*> В перечне мероприятий областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)" использованы следующие сокращения:
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калужской области;
абзац исключен. - Закон Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ;
абзац исключен. - Закон Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ;
абзац исключен. - Закон Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ;
абзац исключен. - Закон Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ;
абзац исключен. - Закон Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ;
УВД - управление внутренних дел Калужской области;
МО - муниципальное образование;
КГПУ - Калужский государственный педагогический университет;
ДФГСЗН - департамент федеральной государственной службы занятости по Калужской области.
<**> Финансирование расходов, связанных с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Минтруду России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 822 "Об утверждении положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".